Сознание и чувство «Я»

сознание самопознание эго

Первичным и фундаментальным центром внутренних переживаний человеческой личности является чувство Я. Каждый из нас связывает с этим чувством всю свою жизнь. Я осознаётся и переживается не только как некоторое обособление от других индивидуумов, как отдельный кластер сознания, но и как собственная уникальность, отношение к которой формируется всю жизнь. Без личностного Я человеческий индивидуум существовать и развиваться не может.

Так что же такое личностное Я? На самом деле — это целый комплекс индивидуальных ощущений. То есть личностное Я многокомпонентно. Если немножко вникнуть в его природу, легко понять, что по сути оно связано с чувством принадлежности к чему-либо. Причём это чувство зреет и формируется только в социуме. Для него важна соответствующая коммуникативная среда, которая конструирует чувство обособления, лежащее в основе личности.

Основная компонента личностного — базовое Я. Это чувство неизменно всю нашу жизнь. Некоторые предполагают, что оно имеет какие-то метафизические корни. Но это не так. Я формируют отдельные нейронные ансамбли в неокортексе. От всех других их отличает особый статус, который даёт им право анализировать в совокупности работу множества отделов мозга и представлять её в виде интегрированного законченного целого. Это целое представлено в чувстве Я. Как только работа нейронных отделов, формирующих личностный фактор, выходит на максимально согласованный рабочий режим, так сразу возникает чувство Я.

Человеческая личность представляет собой максимально согласованную электро-биохимическую деятельность нервных клеток, организационно представленных в виде уникальной совокупности нейронных сетей. Физиологически базовое Я связано с ощущением принадлежности к тем нейронным сетям в мозге, которые формируют личностный фактор. За этим переживанием кроется мозговая биохимия и работа особых нейронных сетей, которые начинают функционировать с раннего детства. При этом важную роль играет социумная среда и средства коммуникации в виде тактильного, вербального или визуального раздражителя.

Психологически базовое Я — это устойчивое переживание принадлежности к собственному сознанию. То есть человек способен зафиксировать при помощи базового Я своё собственное сознательное существование. Это дано ему в самостном ощущении, которое он осознаёт и воспринимает как данность. Вне сознания никакого Я не наблюдается. Потеря сознания приводит к потере Я, нет сознания – нет базового Я. Первое, что делает каждый из нас, когда приходит в сознание, допустим после глубокого сна или комы, или даже после рождения, — это осмысление собственного существования в том жизненном пространстве, в котором проснулись (родились). Для высокоинтеллектуального человека Я становится предметом осмысленного переживания собственного существования во внешнем мире, предметом глубоких размышлений и всей его жизненной философии.

Согласованная работа нейронных сетей, их активность, пропорционально влияют на целостность, стабильность и яркость переживаний Я. Ощущение базового Я вызывает яркие устойчивые эмоции, связанные с осознанием существования себя как отдельной индивидуальности. Это даёт нам чувство полноценного сознания, которое живёт специфической уникальной жизнью, имея и накапливая собственный опыт. Переживание собственного присутствия позволяет человеку прочувствовать внутренний мир, проанализировать его, соотнести с миром внешним, выстроить баланс и начать поиски собственных корней, развивая самоанализ, что неизбежно приведёт к самосовершенствованию. Понятно, что на первых этапах самопознания обычная личность не способна напрямую осознавать работу отдельных нейронных сетей и мозга в целом. Но работу аналитического аппарата, эмоциональную часть, психическое состояние, всевозможные ароматы и волнения сознания мы в себе чувствуем и стараемся понять.

Как формируется чувство базового Я? Примерно это происходит так: работа анализаторов нейронной сети влияет на эндокринные отделы мозга. Они, в свою очередь, выделяют биохимические вещества в виде гормонов и других активных веществ, которые распознаются сетью как продукт собственной жизнедеятельности, собственного существования. Такой петлевой обратный цикл и формирует чувство Я.

Как видим, оно не выдумывается, но осознаётся как данность; по мере вживания в социум, по мере развития интеллекта, оно постепенно приобретает сверхценностный смысл в нашем в сознании, порой очень гипертрофированный. Я – это первый базисный раздражитель нашей внутренней жизни, вокруг которого формируется личностный фактор. В этом плане мы можем провести аналогию с внешними раздражителями: мы не выдумываем себе яркость, громкость, цвет, свет, акустические колебания, твёрдость, мягкость, шероховатость, кислоту, сладость или горечь. Наши нейронные анализаторы автоматически обрабатывают внешние сигналы от языка, кожи, глаз и ушей. В сознании эти сигналы воспринимаются как тактильный орнамент, вкус, цвет или звук. Аналогично есть нейронные анализаторы, которые выполняют внутренние функции — следят за согласованной и целостной работой ассоциативных зон в головном мозге, формирующих личность.

Повторюсь, что для формирования самостного Я обязательно нужен человеческий социум. Как отмечалось, самостное чувство развивается постепенно с раннего возраста, по мере развития сенсорно-моторных зон головного мозга, которые раскачивают ассоциативные зоны, пробуждают их нейронные анализаторы. Со временем работа последних приводит к возникновению в сознании чувства Я. Здесь важно подчеркнуть, что возникновению полноценного базового Я предшествуют некоторые другие компоненты, формирующие личность, — ощущение принадлежности к собственной памяти, к собственному физическому телу, опыту, эмоциям, пристрастиям, вкусам и желаниям; по мере взросления — к ближнему социуму и жизненному пространству.

На самом деле таких компонент очень много, это и принадлежность к вещам, начиная с любимых игрушек; к отдельным людям и социальной группе, к стране… к планете… к вселенной… к идеям, к работе. Здесь принадлежность уже формируется не только по умолчанию биохимией, данной с рождения, но и воспитанием и жизненным опытом. В зависимости от условий жизни будет меняться ощущение личностного Я. В процессе жизни вы можете ощущать себя счастливым и несчастным, просто человеком, мамой или папой, мужчиной или женщиной, ребёнком или стариком, работником, любимым, творцом, начальником, подчинённым, негодяем или героем, бунтарём или покладистым человеком, либо какой-то бессмертной личностью… Я о том, что в зависимости от условий переживание личностного Я постоянно меняется, меняется самоидентификация, кроме неизменного – базового Я. И только глубокий сон, расстройство психики, потеря сознания или смерть способны устранить самостное ощущение.

Так что личностное Я – это чисто мозговая функция, возникшая в ходе эволюции, когда биологически-социальному организму, обладающему развитым интеллектом, требуется максимально эффективная, согласованная и единая работа всех его высших отделов. В этом случае человеческий мозг способен через личность анализировать в окружающем мире своё поведение, анализировать свой внутренний мир, добиваясь в себе максимального согласования, гармонии, качественно меняя некоторые свои характеристики, делая свою работу эффективной. Ещё раз подчеркну: земная личность формируется сетью нейронных анализаторов. Это очень важно понять.

Подводя промежуточный итог, на первый взгляд, можно утверждать: мы на Земле являемся живыми биологическими организмами, обладающими индивидуальным сознанием. Наше сознание и личностный фактор сформировались в социуме. Они представлены работой нейронных сетей неокортекса и их уникальной конфигурацией. Вот здесь и сейчас! Можно было бы этим ограничиться, если бы не одно НО: всё дело в том, что невозможно игнорировать факты особых переживаний, связанных с религиозным опытом, с воспоминанием своих прошлых жизней, с мучительным поиском, полных страданий, своих духовных корней… или пребывание в сознании вне физического тела… или необычных потрясений от переживаний вселенского единства… ну и много чего другого иррационального. Эти феномены сознания хорошо описываются некоторыми системами вненаучных знаний в рамках «человек-вселенная». Познавая тайны духовной жизни, мы не можем игнорировать древние традиции, связанные с получением недоступных знаний, через духовных наставников. Духовные откровения о мироустройстве также будоражат воображение и интуицию, активизируют поиски собственных корней вне научных общепризнанных доктрин, которые, к сожалению, пока страдают явной неполнотой.

Поэтому рискнём и попытаемся расширить наш кругозор, заглянув в область эзотерических знаний, которые чётко указывают на непосредственную связь человека с космосом. Источником этих знаний являются очень мудрые и просветлённые Люди. Часто в современной эзотерической литературе их называют «Учителями Земли». Автору этих строк повезло — некоторые представления о космосе, космологии и космогонии он получил непосредственно из бесед с Учителями. Поэтому есть возможность изложить часть заимствованных знаний из того, что усвоено. За неимением адекватных терминов в нашем языке, я воспользуюсь более-менее приближённой терминологией, взятой как из индийской философии, так и других религиозно-эзотерических направлений. Я бы назвал её «языком эзотерического сленга» и не более… ну, что есть, то есть… не обессудьте.

Далее: Органический Универсум «ЭОУА»