Рерихи

Рерихи семья Рерих Рерихов Николай Рерих Елена Рерих Святослав Рерих Юрий Рерих
Содержание:

Краткая биография Рерихов

Николай Константинович Рерих — великий русский художник, писатель, археолог, философ, путешественник и общественный деятель — родился в Петербурге 9 октября 1874 года.

Николай Рерих махатмы
Николай Константинович Рерих

В 1897 году окончил Академию Художеств, в 1898 году — юридический факультет Петербургского Университета. Уже в студенческие годы Николай Константинович избран в члены Русского Археологического Общества. С 1901 г. — Н.К. Рерих — секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 — директор Художественной Школы.

Гонец Восста род на род Николай Рерих
Гонец, Восста род на род. Николай Рерих

В 1909 г. Н.К. Рерих избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 г. он возглавляет художественное объединение «Мир искусства». В 1900–1910 гг. Николай Константинович — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

Николай Рерих Заморские гости картина
Заморские гости. Николай Рерих

В 1920–1922 гг. Н.К. Рерих создает, уже в США (так как в России это было невозможно), Институт объединенных искусств и другие культурно-просветительские Объединения. В 1923 г. в Нью-Йорке открыт Музей Рериха.

И не убоимся Николай Рерих картина
И не убоимся. Николай Рерих

В 1924–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную Экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. — по Манчжурии и Китаю.

Жемчуг исканий. Николай Рерих

В 1928 г. в Индии Рерихами создается Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», а в 1942 г., в Нью-Йорке, по инициативе Н.К. Рериха — Американо-Русская ассоциация, где он избирается почетным Президентом.

Матерь Мира Николай Рерих картина
Матерь Мира. Николай Рерих

15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший известность Пакт Рериха.

Канченджанга Николай Рерих картина горы Гималаи
Канченджанга. Николай Рерих

В 1945 г. в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 г., Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда 13 декабря 1947 года уходит с земного плана.

Кришна Весна в Кулу. Николай Рерих картина
Кришна, Весна в Кулу. Николай Рерих

За свою жизнь Н.К. Рерих написал свыше семи тысяч прекрасных и неповторимых картин, отличающихся изумительно гармоничным сочетанием красок. Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, которое, мощно воздействуя на зрителя, поднимает его к спасительным Вершинам Духа и истинной Культуры, — приоткрывая Врата в Обитель сокровенных Знаний.

Елена Ивановна Рерих – философ, писатель и общественный деятель – родилась в Петербурге 12 февраля 1879 года в дворянской семье, отличавшейся не только знатностью, но и глубокими культурными традициями. По материнской линии ее прадедом был великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. В числе ее родственников композитор М.П.Мусоргский и поэт А.А.Голенищев-Кутузов.

Елена Ивановна Рерих
Елена Ивановна Рерих

Уже в раннем возрасте во время учебы у преподавателей Петербургской консерватории выявились незаурядные музыкальные способности Елены Ивановны. В дальнейшем в качестве пианистки она выступает с сольными концертами.

В 1901 году Елена Ивановна выходит замуж за Н.К. Рериха. С тех пор они неразлучны на путях житейских и духовно-творческих. Она становится его соратником во всех общественно-культурных делах и вдохновительницей многих его картин и начинаний.

Вместе с мужем она участвует в героической Трансгималайской Экспедиции. После Экспедиции семья Рерихов поселилась в Гималаях, в долине Кулу, где размещается Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», почетным Президентом-основателем которого является Елена Ивановна.

Годы жизни в Индии — время наиболее важного и интенсивного труда Е.И. Рерих. Здесь была завершена основная часть 14-томного фундаментального труда из серии Агни-Йога (Живая Этика). На титульных листах этих книг отсутствует имя автора, поскольку Елена Ивановна считала, что изложенная в них Сокровенная Мудрость не может являться авторской собственностью. Себя она считала автором трех книг, вышедших под разными псевдонимами: «Основы буддизма» (1927 г.), «Криптограммы Востока» (1929 г.), «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (1934 г.).

Кроме того, она вела активную переписку с многочисленными корреспондентами из Европы, Азии и Америки (бесценные тома ее писем издавались в Риге, Новосибирске, Минске и Москве).

Занималась Елена Ивановна и переводами. Ею переведены на русский язык выдержки из книги «Письма Махатм к Синнету» («Чаша Востока»), а также два тома «Тайной Доктрины» Елены Петровны Блаватской.

После ухода с физического плана мужа, Е.И. Рерих переезжает в Калимпонг (Восточные Гималаи, Индия), где, практически без помощи от своих почитателей и с надеждой вернуться на Родину, в самоотверженном труде отдает все свои силы на Благо Земли и людей. Здесь, 5 октября 1955 года, она окончила свои земные дни.

Юрий Николаевич Рерих — выдающийся русский востоковед, лингвист, филолог, искусствовед, этнограф, путешественник — внес огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение.

Юрий Николаевич Рерих
Юрий Николаевич Рерих

Родился Ю.Н. Рерих 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии. Его детские и отроческие годы прошли в Петербурге. Уже в гимназические годы он начинает всерьез интересоваться Востоком. В 1919 году Юрий Николаевич заканчивает индоиранское отделение школы восточных языков при Лондонском университете; затем, в 1922 году, Гарвардский университет в США — со степенью бакалавра по отделению индийской филологии. И завершает образование в 1923 г. в Париже — в Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения), где получает звание магистра индийской филологии.

У Юрия Николаевича оказался удивительный дар — он понимал почти все языки мира, а десятки языков знал в совершенстве.

В 1923–1928 гг. он принимает деятельное участие в Трансгималайской Экспедиции, организованной его отцом Н.К. Рерихом. С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати», работа которого была направлена на комплексное изучение Востока и формирование науки Будущего.

В сфере общественной деятельности он принимает самое активное участие в пропаганде Пакта Рериха (Пакта Культуры) и борьбе за его ратификацию. В 1949–1957 годах он преподает в Калимпонгском университете (Индия).

Осенью 1957 года Ю.Н. Рерих возвращается на Родину и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР в Москве. Именно ему принадлежит неоценимая заслуга возвращения Родине имени и творческого наследия Н.К. Рериха, а также распространения в СССР уникальных и жизненно важных для человечества Знаний, известных под названием Агни-Йога или Живая Этика.

Юрий Николаевич окончил свой земной путь в Москве 21 мая 1960 года. Его именем названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи священной горы Белухи — между пиками Н.К. Рериха и Урусвати.

Святослав Николаевич Рерих — русский художник и общественный деятель — родился 23 октября 1904 года в Петербурге. С 1914 по 1916 годы Святослав Николаевич учился в гимназии К.И. Мая, именно там он получил первые уроки рисования. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам, где Святослав Николаевич изучал историю и культуру Руси, одновременно продолжая занятия живописью.

Святослав Николаевич Рерих
Святослав Николаевич Рерих

С 1920 г. С.Н. Рерих живет в США, поступает в Колумбийский университет на архитектурное отделение, и после его окончания получает степень бакалавра. В это время он пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой.

С 1923 г. Святослав Николаевич — директор Международного центра искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, который основал Н.К. Рерих.

Святослав Рерих портрет Николая Рериха
Портрет Николая Рериха. Святослав Рерих

В 1928 г. Святослав Николаевич переезжает из США к своим родителям в Индию, в г. Дарджилинг (Восточные Гималаи). Творчески восприняв многие художественные идеи и убеждения своего отца, Святослав Николаевич становится самобытным и оригинальным художником. Изучая культуру, искусство и философию Индии, он создает множество необычных и замечательных по красоте полотен. Наряду с пейзажами пишет много портретов, из которых хочется отметить портреты его отца — Н.К. Рериха, премьер-министра Индии — Джавахарлала Неру и жены Святослава Николаевича — Девики Рани-Рерих.

Девика Рани Рерих портрет
Портрет Девики Рани-Рерих. Святослав Рерих

Одним из самых прекрасных является портрет его матушки — Елены Ивановны Рерих.

Портрет Елены Рерих. Святослав Рерих

В Институте «Урусвати» С.Н. Рерих возглавляет отделы народного искусства и народной фармакопеи. Ведет он и большую просветительскую работу, а в дальнейшем руководит Школой Искусства в Бангалоре и одновременно проводит свои персональные выставки.

В 1989 г., по инициативе Святослава Николаевича и при помощи М.С. и Р.М. Горбачевых в СССР создан Советский Фонд Рерихов, в основу которого было положено изучение и распространение жизненно важных для людей Знаний. В 1991 г. Святослав Николаевич передал Советскому фонду Рерихов (СФР), в лице трех его представителей, бесценные для человечества архивы родителей и брата, хранившиеся в Индии.

Портрет Джавахарлала Неру Святослав Рерих
Портрет Джавахарлала Неру. Святослав Рерих

Святослав Николаевич Рерих окончил свой земной путь 30 января 1993 года в Бангалоре (Южная Индия).

Жизнь, вдохновлённая Великими Учителями

Фамилия «Рерих» имеет древнескандинавское происхождение и в переводе означает «богатый славой». Жизнь Николая Константиновича Рериха действительно была богата славой. Еще при жизни этого выдающегося мыслителя и художника, ученого и путешественника, писателя и общественного деятеля окружали легенды. Поражала его фантастическая работоспособность (Рерих написал несколько тысяч картин, не считая рисунков и набросков); масштаб его экспедиций, включая переход через Алтай, Тибет и Гималаи; его ученость и эрудиция. Суеверные тибетцы считали, что Рерих умеет ходить по воде, как по суше; что пули не могут причинить ему вреда; что он в дружбе с самим таинственным Духом Гор. Легендами окружен и его дом в Гималаях, над которым, как говорят, по ночам иногда появляются блуждающие огни.

Удивителен и жизненный путь Рериха – прямой, как стрела, как будто он с самого детства знал, что ему предначертано совершить. Он родился в Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса; повинуясь воле отца, получил юридическое образование, однако ни единого дня не работал юристом. Уже в студенческие годы он серьезно занимался историей, этнографией, философией и, главное, живописью. Первая его картина, выставленная в Петербурге, была куплена знаменитым коллекционером Третьяковым, основателем Третьяковской галереи, и высоко оценена Львом Толстым. Несмотря на это, отец не одобрял его занятий, желая видеть в нем продолжателя своего дела. И в 1897 году Рерих ушел от родителей.

Его основным занятием стала этнография. Он много путешествовал по северным деревням России, исследуя народный быт; серьезно изучал труды специалистов по востоковедению и славяноведению. На почве этих занятий он близко познакомился с директором Российского археологического общества князем Путятиным, а племянница Путятина – Елена Шапошникова – вскоре стала его женой. Она разделила с ним все трудности жизни, участвовала во всех его походах и стала соавтором «Живой Этики»

Тибет Гималаи Николай Рерих картина
Тибет — Гималаи. Николай Рерих

И Елена, и Николай Рерихи еще в молодости увлеклись теософией и довольно долго оставались верными этому увлечению. Елена Рерих перевела на русский язык «Тайную Доктрину» – многотомный труд Е.П.Блаватской. Однако в постижении истины они двигались самостоятельным путем, практически не связанным с путями Теософского общества. 24 марта 1920 года в Лондоне они впервые повстречались с Махатмой. Беседа с Ним дала толчок к написанию книги, названной его именем: «Листы сада Мории». Это была первая книга «Живой этики».

В буквальном переводе с хинди «махатма» означает «великая душа». Считается, что все Махатмы … связаны с Шамбалой – центром эзотерической мудрости, укрытом в Гималаях…

…Рерихи всегда отказывались считать себя авторами «Живой Этики» и всячески подчеркивали свои контакты с Махатмами. В 1926 году, отправляясь в Россию, они оформили официальные документы как специальные представители Махатм, выполняющие их поручение… Николай Рерих передал большевистскому правительству письмо от Махатм (одобрявшее действия большевиков и, очевидно, послужившее причиной окончательного разрыва Рерихов с Теософским обществом). И все книги «Живой Этики» построены, главным образом, в форме бесед учителя с учеником, либо в форме обращений учителя к ученикам.

Первая книга – «Листы сада Мории» – вышла в 1924-25 гг. Она состояла из двух частей – «Зов» и «Озарение». Это было своеобразное предисловие к духовно-нравственному учению Махатм Востока. Постулаты учения, опирающегося на многовековую мудрость всего человечества, даны здесь в сжатом, концентрированном виде, уложены в поэтическую форму. Местами текст напоминает молитву, местами – притчу. Но чаще всего – это короткие, энергичные афоризмы:

«Спросят – как перейти жизнь?
Отвечайте – как по струне бездну –
Красиво, бережно и стремительно».

Листы Сада Мории. Зов

Название «Зов» носило символический смысл. Рерихи имели в виду зов нового времени, обращенный к тем, кто томится духовной жаждой и уже осознал, что его мышление и жизнь нуждаются в обновлении. «В новую страну – Моя первая весть», – такими словами открывается эта книга. Идея противоборства нового и старого миров остается центральной для всех книг «Живой Этики»:

«Именно, делите мир не по северу и югу, не по западу и востоку, но всюду различайте старый мир от Нового. Старый мир ютится во всех частях света, также новый нарождается вне границ и условий. Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках».

Агни Йога

Рерихи считают, что битва Света и Тьмы отнюдь не проста. Она принимает самые необычные формы и зачастую идет незримо для человеческих глаз:

Майтрейя победитель картина Рерих Николай
Майтрейя Победитель. Николай Рерих

«Дети мои, вы не замечаете, какая битва идет вокруг вас,
Темные силы тайно и явно сражаются.
Дух ваш, как плотину, срывает волнами.
Но не бойся, сердце, ты победишь!»

Листы сада Мории. Зов

«Щит и копьё! Господь благословил воинов.
Всё придёт — сумерки кончатся.
Разве не видите, сознание Космоса в конвульсии!
Ибо Мы знаем ход битвы, не может измениться План Создателя.
Из Начала боролись тёмные, из Начала Мы побеждаем».

Листы сада Мории. Зов

Краеугольным камнем «Живой Этики» является мысль о всеобщей Любви, как основе гармоничного развития Мира, берущая свои истоки в христианстве и учении Рамакришны. Это любовь к Богу, и она должна быть божественно велика, божественно самоотверженна и всепрощающа. Но Бог – во всем, что нас окружает:

Благословенная душа Рамакришна Николай Рерих картина
Благословенная душа, Рамакришна. Николай Рерих

«Когда капля дождя стучится в окно – Это Мой знак!
Когда птица трепещет –
это Мой знак!
Когда листья несутся вихрем –
это Мой знак!»

Листы сада Мории. Озарение

Как же поступать человеку в этом мире, … чем заниматься, каким воспитывать свой дух, … как стать воином Света? Ответы на этот вопрос можно найти буквально на каждой странице книг «Живой Этики».

«Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в Общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие».

Листы сада Мории. Озарение

И главное воплощение Бога на земле – человек, поэтому каждый человек заслуживает любви. Ведь «жестокостью не стучатся к посвящению», «желая другим зла, сами угасают», но «когда волшебный цветок ласки на земле расцветает, тогда новая звезда зажигается в Беспредельности».

«Любите друг друга.
Я пошлю вам чистые мысли.
Упрочу ваше желание усовершенствоваться.
Люблю неправых в жизни излечить любовью.
Рамакришна говорит: люби, остальное приложится».

Листы сада Мории. Зов

«Не делайте врагов — завет всем. Знайте врагов, берегитесь от них, пресекайте их действия, но злобы не имейте. И если враг добровольно придёт под крышу вашу, согрейте его, ибо велика крыша ваша и вновь пришедший не займёт вообще место».

Листы сада Мории. Озарение

Другая черта этой любви – жертвенность. «Жертва, жертва, жертва, после – получение, и после – торжество духа», — утверждает «Живая Этика», рекомендуя отказаться от роскоши и многих привычек и посвятить свою жизнь труду ради дела Света. Только таким путем можно достичь сокровенного знания.

…Согласно «Живой Этике», все человеческие чувства и мысли порождают резонанс в тонком мире, стократно и тысячекратно усиливаются и передаются посредством психической энергии во все уголки Вселенной. Отсюда призыв Махатмы к вступающему на путь Йоги ученику: «Радуйтесь, радуйтесь, радуйтесь! Ибо Бог должен знать мудрость радости. Завет Благословенного хранить радость духа. Кто ощущает присутствие духа, тот уже радуется, зная свою беспредельность».

Такого рода высказывания способны навести на мысль о том, что «Живая Этика» – не мистическое учение, а, скорее, образец некоей социально-нравственной метафизики. Однако Рерихи утверждали, что их книги содержат в себе синтез эзотерической информации и позитивного нравственного опыта всех древних и ныне существующих религий.

Тибет Николай Рерих картина
Тибет. Николай Рерих

Идея о необходимости такого синтеза – принадлежность теософии и некоторых других синкретических учений прошлого века. Так, Рамакришна, великий индийский мудрец XIX века, утверждал, что все религии абсолютно едины, и разделяет их лишь внешняя атрибутика. «Я учу вас сложности простого учения Рамакришны», — говорится в книге «Зов».

Христос, Будда, Аум, Абсолют – вот лишь некоторые имена, которыми Рерихи называют своего Бога. Такое смелое смешение разнородных понятий тоже является неотъемлемым свойством теософского подхода к материалу. Очевидно, что методы Блаватской и Безант как-то оправдывали себя в XIX веке; но в наши дни их применение выглядит скорее недостатком, чем достоинством учения Рерихов.

В 1929 году увидела свет одна из главных книг «Живой Этики» — «Агни Йога»… За ней последовали другие книги, названия которых говорили сами за себя: «Беспредельность» (1930), «Иерархия» (1931), «Сердце» (1932), «Мир огненный» (1933-35), «Аум» (1936), «Братство» (1937) и последняя, неопубликованная в те годы, книга «Надземное».

Внимательный читатель не сможет не заметить очевидного различия в стилистике разных книг «Живой Этики». Так, книга «Листы сада Мории» написана художественной прозой, местами переходящей в белые стихи, которые явно перекликаются с поэтическими медитациями из сборника стихотворений Николая Рериха «Цветы Мории». Они похожи даже речевыми оборотами и интонационным рисунком. Так, образ ловца присутствует в обеих книгах и несет одну и ту же смысловую нагрузку: стать ловцом человеческих душ призывает Учитель своего ученика. Все это неоспоримо свидетельствует о том, что степень участия Николая Рериха в работе над этой книгой была определяющей.

Позднее положение дел меняется. Принцип подачи материала становится другим. Текст разбивается на параграфы, каждый из которых представляет собой сжатый или развернутый ответ на тот или иной вопрос, рассуждение медитативного плана на ту или иную тему. Обращение Учителя к своему постоянному собеседнику не оставляет сомнения, что этим собеседником стала Елена Рерих. Книгу «Агни Йога» завершает следующее обращение: «Я дал огненный камень той, которая по решению нашему будет именоваться матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню».

Чинтамани Николай Рерих картина
Чинтамани. Николай Рерих

Тексты всех книг Агни Йоги базируются на духовно-философских понятиях Востока и поэтому представляют для западного читателя целый ряд трудностей. Людям, воспитанным в иной традиции, трудно, например, охватить сразу во всей полноте понятие Божественного Учителя. Оно олицетворяет и творческое начало всего мироздания, и высшее «я» самого человека. Западный человек воспринимает учителей иначе, поскольку привык считать свои достижения результатом своих же собственных усилий. Такая точка зрения неприемлема для «Живой Этики», исходящей из незыблемости иерархического строения мироздания, где высшее начало неизменно руководит низшим, а простые формы жизни получают помощь от более сложных и утонченных.

По мнению Рерихов, этому закону подчинена вся Вселенная, и человек тоже не является из него исключением…

«Дети. Действие, действие, действие.
Мысли о благе подымают к вибрации души Учителя.
Помни, душа Учителя – ваш дом.
Не забудь Его в стремлении ко благу.
Во имя человечества говорю вам.
Учитель всегда у дверей ваших,
Но оставьте двери открытыми.
Ожидайте Его, и Он ответит на зов ваш,
Так же, как цветок отвечает зову утреннего солнца.
Во имя Мое иди в жизни и победишь тьму.
Дождевая туча не омочит вас, и палящее солнце
не причинит вам страдания.
Ибо Я ваш Заступник, и Друг, и Отец.
Дети, дети, дорогие дети».

Листы сада Мории. Зов

Еще труднее, может быть, западному человеку принять и разделить мысль о реальности реинкарнации, т.е. допустить возможность того, что человек живет не один, а много раз, пытаясь от воплощения к воплощению повышать уровень своего сознания. А ведь на этой концепции основывается если не все, то почти все философские школы Востока, и учение Агни Йоги здесь не исключение.

…В Агни Йоге есть такое категорическое утверждение: «Мы не знаем лживых легенд». Сказанное в полной мере относится и к Шамбале, «этому краеугольному понятию Азии», по словам Н.К.Рериха. Шамбала – буддийский термин, перекочевавший на страницы наших книг. Но рассказы о некоей заповедной стране, где живут святые и мудрецы, распространены издавна и повсеместно, и Европа не является здесь исключением.

Тангла Песнь о Шамбале. Николай Рерих картина
Тангла, Песнь о Шамбале. Николай Рерих

«Живая Этика» расширяет наше представление о Шамбале… Информация о стране Махатм в книгах «Живой Этики» весьма обширна, хотя и мозаична. Иногда она дается в форме предложений и намеков. «Почему же трудно принять, что группа, получившая знание путем упорного труда, может объединиться во имя общего блага? Опытное знание помогло найти удобное место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях».

Это место – пункт, где осуществляется своеобразная стыковка Земли с Космосом, где, по словам Агни Йоги, «земной мир соприкасается с Высшим Сознанием». Иными словами, Шамбала – это духовный центр планеты, в силу определенных причин надежно сокрытый от вторжения непосвященных.

Чисто физические пути достижения заповедных границ Рерихи отвергают. «Будьте уверены, что можно обыскать все ущелья, но непрошенный гость путь не найдет». Снега Гималаев встанут непреодолимой преградой не только для праздного туриста, но и для исследователя, преследующего сугубо научные цели. Однако те же самые снега Гималаев, как сказано в «Зове», «не препятствие для ищущих в правде».

Известно (хотя и не из слишком достоверных источников), что трансгималайсткая экспедиция в составе Николая, Елены и Юрия Рерихов в 1923-1928 гг. пыталась проникнуть в Шамбалу и получить от Махатм частицу сокровенных знаний…

Твердыни стен Николай Рерих картина
Твердыни стен. Николай Рерих

Более достоверны сведения о том, что экспедиция посетила более ста тибетских святилищ и монастырей, где собрала огромное количество древних сказаний и легенд, преодолела 35 высокогорных перевалов, величайший из которых, Дангла, считался неприступным, и привезла бесценные коллекции минералов и растений, средств тибетской народной медицины и лекарственных трав. Количество собранного материала было так велико, что для его изучения в 1928 году был создан специальный институт «Урусвати», возглавленный старшим сыном Рерихов, Юрием.

Из книг «Живой Этики», художественных произведений и дневниковых записей всех членов семьи Рерихов ясно видно, сколь много значения они придавали тому, чтобы понять, каким образом силы природы воздействуют на человека. … «Даже непродолжительное общение с ней [природой] облагораживает и освящает», — писал Николай Рерих, одним из первых выступая с идеей и необходимости сохранения природной среды в первозданном виде.

Но есть еще и другая среда – созданная руками и душами многих поколений историческая аура Земли. Она так же, как природа, одухотворена, так же неповторима и невосполнима в случае разрушения. За ее сохранение Николай Рерих боролся всю свою жизнь. Однако только в 1935 году «Пакт Рериха» подписали руководители государств Американского континента.

Terra Slavonica Земля славянская Николай Рерих картины
Terra Slavonica, Земля славянская. Николай Рерих

Таким образом, метафизика «Живой Этики» — это далеко не единственный след, оставленный Рерихами в истории человеческой культуры. Они заявили о себе во многих областях науки и искусства. … Для многих людей, как в России, так и во всем мире, творчество Рерихов стало своего рода мистическим мостом между Индией и Европой. Они создали превосходное введение в духовную культуру Востока, которое передает не столько мертвую букву, сколько сам живой дух восточной мудрости. Более того, отразили в своих произведениях основы этических принципов жизни Великих Учителей человечества.

Источник: Э. Вандерхилл. Мистики XX века

Пакт Рериха

15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями двадцати одной республики американского континента был подписан Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший известность в международно правовой практике как Пакт Рериха. С 1999 года по инициативе общественных организаций этот день считается Международным днем культуры.

пакт Рериха

Идея создания организованной охраны культурных ценностей принадлежала известному русскому художнику и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху. Она возникла у него еще в самом начале столетия при изучении памятников отечественной старины. Русско японская война 1904 года заставила художника серьезно задуматься над той угрозой, которая таилась в техническом усовершенствовании военных средств разрушения.

В 1914 году Н.Рерих обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения, однако его обращение осталось тогда без ответа.

В 1929 году Н.Рерих подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Проект договора получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. В поддержку идеи Николая Рериха выступили Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн, Рабиндранат Тагор.

Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.

Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны.

В рамках самого Пакта был утвержден предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Этим знаком было «Знамя Мира» — белое полотнище, на котором изображены три соприкасающихся амарантовых круга — прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.

В Пакте содержатся общие принципиальные положения о защите культурных ценностей и уважении, которое следует им оказывать. Положение о защите объектов носит в Пакте безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов.

Пакт Рериха сыграл важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» и протокол к ней. В марте 1999 года по инициативе и при непосредственном участии ЮНЕСКО был принят Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 года. В тексте Гаагской конвенции прямо указано, что руководством для ее принятия являются принципы защиты культурных ценностей во время войны, установленные на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. и в Пакте Рериха.

По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Источник: РИА Новости