Марк Аврелий

марк аврелий философ император стоицизм стоик
Содержание:

Краткая биография Марка Аврелия

Марк Аврелий Антонин (121 — 180 гг.) — римский император, философ, представитель римского стоицизма. Принадлежал к династии Антонинов, при которых римская империя достигала своих максимальных размеров.

Марк Анний Вер, ставший впоследствии, после того как Антонин усыновил его, Марком Аврелием, принадлежал к сенаторской семье испанского происхождения. Его отец умер довольно рано, и главная забота о воспитании будущего императора легла на его деда Анния Вера. Анний Вер был дважды консулом и, по-видимому, пользовался расположением императора Адриана, состоявшего с ним в дальнем родстве.

В дни юности Марка Аврелия в образованных кругах Римской империи была очень популярна стоическая философия, и к тому времени в ней сильнее высвечивался этический уклон. Именно нравственная сторона стоической мысли оказала сильное влияние на Марка Аврелия. Впечатлившись стоицизмом, он, несмотря на неустойчивое здоровье, вёл аскетический образ жизни, спал на голых досках. И только настойчивые просьбы матери побудили смягчить его аскетизм и положить на жёсткое ложе звериную шкуру. Он был очень правдив, что император Адриан называл его не просто Verus (правдивый), а Verissimus (правдивейший).

Но все эти качества Марка Аврелия не мешали его интересу в отношении жизни государства. У него было блестящее юридическое образование, он обучался у лучших юристов того времени. Императорскую власть в Риме не всегда передавали по наследству. Во многих случаях работал механизм усыновления, когда элита принимала в свою семью талантливого молодого человека, чтобы сделать его преемником. Согласно римскому взгляду, усыновление было абсолютно равнозначно естественному происхождению. Именно это случилось и с Марком Аврелием: император Адриан усыновил Антонина Пия и назначил его преемником, а тот, в свою очередь, усыновил для этой же цели Марка Аврелия.

Антонин Пий взошёл на римский престол, когда Марку Аврелию было 17 лет, и Антонин сразу же сделал его сотоварищем по консульству и дал ему положение соправителя. Но в их товариществе не было подозрительности, которая часто проявлялась у римских императоров по отношению к их преемникам. Это было подкреплено браком Марка Аврелия с дочерью императора Фаустиной, которая, однако, была мало похожа на отца и не подходила к духовному облику мужа. Этот брак стал для Марка Аврелия источником тяжёлого семейного положения. Положение это было ясно его современникам, но сам император переносил его с всепрощением и великодушием. Их сын Коммод, несмотря на внешнее сходство, представлял явный контраст своему отцу, что это даже породило легенду, будто сын Марка Аврелия — сын гладиатора.

Став императором, Марк Аврелий расширил полномочия заведующих фондами по воспитанию бедных детей, сделав прокураторов таких фондов одной из высших должностей в империи. Создал особую должность претора, в обязанности которого входило блюсти интересы детей-сирот. При Марке Аврелии было произведено расширение прав женщин. Он предоставил рабам возможность наследовать после своих господ, при нём значительно улучшилось положение вольноотпущенников.

Будучи не в силах перестроить римскую государственность, Марк Аврелий стремился несовершенство законов и институтов возместить мягкостью режима. Когда Авидий Кассий, обманув доверие, поднял против императора восстание, последний не поддался чувству мести или гнева. Он не мог предупредить убийства Кассия, но дал амнистию его сторонникам, а город Антиохия за участие в восстании потерял лишь на короткое время право публичных игр.

Марк Аврелий не обладал воинственным нравом и никогда не стремился к воинской славе. Однако ему приходилось многократно участвовать в военных действиях для защиты империи. В военных походах он был вынужден провести практически всю свою жизнь. Памятником походов императора остаётся колонна, украшающая до сих пор Piazza Colonna в Риме, воздвигнутая между 176 и 192 годами.

марк аврелий колонна в риме
Колонна Марка Аврелия в Риме

Хотя пребывание на войне тяготило его, к делу защиты государства он относился со всем вниманием и самоотверженностью. Своё сочинение «Размышления» (известное также под названиями «Наедине с собой» и «К самому себе») он писал в походной палатке. Ощущая одиночество, которое он отразил в «Размышлениях», в своём сочинении он выразил и не менее глубокое осознание долга. Это осознание заставляло его посвящать свою энергию столь чуждому для него делу.

Жизнь для Марка Аврелия всё более становится приготовлением к смерти, которой посвящено много места в последних книгах его «Размышлений». И встретил он её с глубоким спокойствием. В лагерной стоянке на берегу Дуная, близ нынешней Вены, он заболел тяжёлой болезнью, смертельный исход которой он признал сразу, и уже не принимал ни пищи, ни питья. Своему сыну Коммоду он завещал окончить войну и не покидать армии; окружающим он напоминал о необходимости выполнения долга. Он сохранял спокойное выражение лица при тяжком страдании, и его выносливость в болезни поражала окружающих. Он умер 17 марта 180 г. совершенно один: даже сына он не допустил остаться у постели во избежание заражения.

Источники единодушно изображали скорбь армии и народа. Марк Аврелий был чужд искания популярности, но имел её. В своих «Размышлениях» он писал о тщетности посмертной славы, но она была ему дана.

Стоицизм и философия Марка Аврелия

Стоицизм зародился в Греции, Афинах, примерно в 300 г. до н.э. Основатель этой философии – Зенон Китийский. Стоицизм был очень популярен в Римской империи среди аристократии. Наиболее яркие представители римского стоицизма – Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Дадим краткую характеристику основным положениям стоического учения.

Стоики были материалистами. Они считали, что всё есть материя в различных её состояниях. Душа (пневма), горячее дыхание – материальна, просто она состоит из более тонкой материи. Мир существует благодаря взаимодействию двух начал: чувственной материи и сверхчувственного, тонкоматериального – огненного, по выражению стоиков – Логоса, или Бога. Материя у стоиков – пассивное начало, она принимает и воплощает принцип Логоса. Логос выступает в роли начала активного, которое – как говорили стоики – «оплодотворяет» материю и наполняет её. Бог имманентен материи, он неотделим от неё. И поскольку материи не может быть без этого оформляющего принципа Логоса, то Бог во всём и Бог – всё. Стоики учили, что универсум – это единый организм, в коем всё вместе и по отдельности гармонизировано.

Представители стоицизма считали, что всё в мире взаимосвязано, подчинено причинно-следственным связям и божественным законам. Законы эти являются изначальными, вечными и их невозможно изменить человеческой волей. Известная стоическая метафора: Космос – это империя, мы – граждане этой империи, которые должны подчиняться её законам. Для стоической философии характерно понятие космополитизма: в мировоззрении стоика, каждый человек является космополитом, т.е. гражданином Космоса.

Раз все люди – граждане Космоса, то все равны, никто не раб от природы. Это идёт вразрез со взглядами величайших философов и авторитетов античности — Платона и Аристотеля. Свободен мудрец, обладающий знанием. Раб – невежда, ибо он находится во власти своего заблуждения. Все люди – братья. Каждого человека нужно уважать, каким бы он ни был, ибо все люди по сути родственники. Марк Аврелий писал:

«Они (люди навязчивые, неблагодарные, заносчивые, коварные и т.д. — прим.) мне родственны не по крови и происхождению, а по божественному соизволению и разуму».

Смысл жизни стоического мудреца – познать Логос, или единый смысл всего Космоса. Весь мир – это Целое, и на него необходимо смотреть, как на Целое. Более того, этот мир изначально совершенен как Целое. Отдельное может казаться несовершенным, но всё вместе совершенно в общей картине Целого.

Попытки идти против строя Вселенной, желание, чтобы мир соответствовал нашим ожиданиям, стремление переделать других людей под себя – всё это бессмысленно и неизбежно приводит только к страданиям. Стоик Эпиктет, философию которого горячо почитал Марк Аврелий, подчёркивал мысль: задача философа – уметь различать, что в наших силах, а что нет.

Стоики учат: мы не в состоянии изменить мир с его незыблемыми законами. А раз так, то его нужно просто принять, как и необходимо готовить себя к неизбежным ударам судьбы. Ведь всё, как считают стоики, зависит от Логоса. Всё, что с нами происходит, определено Логосом, а значит разумно, должно происходить и имеет своей конечной целью благо. У стоиков даже есть такое выражение – амор фати, что значит «любовь к року». Термин «стоический» давно вошёл в широкое употребление как характеристика человека, проявляющего мужество, стойкость и твёрдость во времена жизненных испытаний. Настоящий стоик спокойно принимает то, что посылает ему судьба.

Бесспорно следующее: в мире, в самой его природе, достаточно вещей и естественных аспектов, которые мы не в состоянии изменить. Это и старение, бренность, смертность телесного. Стоический подход предлагает принять это как данность и относиться к подобным неотъемлемым феноменам бытия с внутренним спокойствием. Даже взять какую-то не очень серьёзную болезнь типа банальной простуды: мы пьём лекарства, но вынуждены какое-то время страдать от течения данного недуга. Подход стоика – принять подобное неизбежное страдание и отнестись к нему с максимальным спокойствием духа.

Мы не можем изменить природу внешнего мира, но, говорят стоики, мы можем изменить самих себя. То, что действительно зависит от нас самих – это наш нравственный, моральный выбор. Именно на этом – этическом – аспекте сконцентрировался римский стоицизм, но в большей степени направленность на этику характерна для мысли Марка Аврелия. Марк Аврелий говорит:

«Если мы будем считать благом или злом только то, что зависит от нас самих, то не будет никакой причины обвинять Бога или объявлять войну людям».

В римском стоицизме, а у Марка Аврелия – в особенности, этика вытесняет два других аспекта стоической философии – логику (у стоиков – обоснование законов разума) и физику (устройство бытия). Основной вопрос – этический: «Как правильно жить?»

Цель жизни по стоицизму – достижение счастья. А счастье у стоиков заключается в следовании своей природе. Но человеческая природа – не чистый инстинкт, как у животных: человеческое сильно модифицировано разумным началом, Логосом. Разум – это управляющая сущность (гегемон), центральная, высшая часть человеческой души. Каждый из нас отражает в себе частичку мирового Логоса, каждый несёт в себе божественную искру. Для человека жить по природе означает жить в ладу с собой, сохраняя и реализуя это разумное начало. Как пишет Марк Аврелий:

«Для разумного существа одно и то же действие согласно и с природой, и с разумом».

Отсюда и вытекает этика стоицизма: жить в согласии со своей природой, что подразумевает жизнь в согласии с разумом, с Логосом. Это значит, что истинное благо для человека – только добродетель, истинное зло – порок. Основа порока – заблуждение и невежество, тогда как в основе добродетели лежит знание разумного.

Добродетели способны достичь все люди. Действия человека, согласные с его природой, а значит выверенные Логосом и разумные – это нравственные, моральные действия, свободные от страстей. Такие действия названы стоиками долгом. Главная задача стоика – работа над собой, воспитание своей собственной души. Такая жизнь, ориентированная на нравственность – единственный способ достижения гармонии. Марк Аврелий говорит:

«Если ты будешь бережно относиться к собственной душе и ценить её, ты будешь удовлетворён самим собой, будешь ладить с людьми и соглашаться с богами, т.е. хвалить всё, что они ниспошлют и назначат тебе».

Для античного сознания очень важна эстетика. И у стоиков моральное добро связано с эстетическим аспектом. Марк Аврелий писал, что природа добра прекрасна, а зло безобразно.

Ещё один момент стоицизма – известная доктрина «апатии». В стоическом понимании, апатия – это отсутствие всяческих страстей. Из страстей рождаются несчастья. Заботящийся о чистоте Логоса должен не просто уменьшать страсти, но даже не допускать их возникновения в своём сердце. Это и есть «апатия» стоиков – добродетельное состояние, которое не допускает любые возмущения, нарушающие величественный покой души. Идеал стоицизма – невозмутимый мудрец. Однако у Сенеки и Марка Аврелия мы находим несколько иное понимание апатии: для них апатия – это умение властвовать над собой.

Стоическая философия Марка Аврелия, продолжая и развивая идеи древнего стоицизма, имела свои особенные черты. В философской мысли Марка Аврелия явно проступает тема бренности всего вещного, мирского. Он писал:

«Азия, Европа – только уголки мира, весь океан – капля в мире, гора Афон – ком земли в мире. Всё настоящее – мгновение вечности. Всё ничтожно, непостоянно, подлежит исчезновению».

Но за этим внешним покровом всё в жизни имеет свой точный смысл. Смысл этот, по Марку Аврелию, является моральным по сути:

«Всё происходящее происходит не только согласно определённому порядку, но и согласно справедливости, как будто кто-нибудь распределял всё сообразно заслугам».

Мудрый должен прочувствовать среди всей хаотичности мира и мнимых побед зла присутствие вселенского разума, Логоса. Всё в мире принадлежит Целому, которое прекрасно и гармонично, и в нём всё целесообразно. Наше мерило чрезвычайно ограниченно и даже в малой доле несоразмерно полноте Космоса. Космическая справедливость несоизмерима со справедливостью человека, но она – справедливость. Необходимо спокойное принятие мира таким, каков он есть – это, как мы уже знаем есть характерная черта всего стоицизма. Марк Аврелий говорит: 

«Наибольшим позором покрывает себя душа человеческая, когда возмущается против мира, становясь … как бы болезненным наростом на нём. Ибо ропот по поводу чего-либо происходящего есть возмущение против природы Целого, содержащего в своей части все другие существа».

Идея Единого ярко высвечивается в философии Марка Аврелия. Оно есть Всё, откуда всё проистекает и куда всё возвращается.

«Всё исходит из одного общего руководящего начала… И пасть льва, и яды, и всё вредоносное, как шипы или тина, есть сопринадлежность совершенного и прекрасного. Не воображай же, что оно чуждо тому, что ты чтишь, но постоянно возвращайся мыслью к Источнику Всего».

Природа едина, и един Бог, который её наполняет:

«Всё сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва найдётся что-нибудь чуждое всему остальному, ибо всё объединено общим порядком и служит к украшению одного и того же мира. Ведь из всего составляется единый мир, всё проникает Единый Бог, едина сущность всего, един закон, един и разум во всех разумных существах, едина Истина».

Общение человека с божественным у Марка Аврелия осуществляется прежде всего самопознанием. Марк Аврелий призывает искать не внешнего уединения, но уходить внутрь себя. Стоики различали тело и душу. Марк Аврелий предлагает другую схему, усматривая три начала в человеке:

1) тело, т.е. плоть;

2) душу, жизненную силу, или пневму;

3) разум, сознание, или нус.

Прежние стоики полагали главным началом – гегемоном – высшую часть души. В отличии от них, Марк Аврелий видит высшее начало вне души. Нус для него – самостоятельная реальность. Это начало являет собой наше истинное «Я», надёжное убежище и источник всё новых энергетических импульсов, необходимой для жизни, достойной человека. Марк Аврелий пишет:

«Пренебреги своим телом, как будто ты при смерти. Оно лишь кровь да кости, бренное плетение нервов, жил и артерий. Рассмотри также существо жизненной силы; оно – изменчивое дуновение, каждое мгновение то вдыхаемое, то выдыхаемое. Итак, остаётся лишь третье – господствующее начало, о нём ты должен думать».

«Помни о том, что все, руководящее тобою, таится внутри тебя самого. Здесь — дар слова, здесь — жизнь, здесь, если хочешь знать,— человек. Никогда не отождествляй с ним облекающую его оболочку и те органы, которые на ней образовались».

Живущий согласно этому разумному, господствующему началу, обретает настоящее внутреннее спокойствие:

«Тот, кто отдал предпочтение своему разуму, своему гению и служению его добродетели, не надевает трагической маски, не издает стенаний, не нуждается ни в уединении, ни в многолюдстве. Он будет жить, – и это самое главное, – ничего не преследуя и ничего не избегая. Его совершенно не беспокоит, в течение большего или меньшего времени его душа будет пребывать в телесной оболочке, и когда придет момент расставания с жизнью, он уйдет с таким же легким сердцем, с каким он стал бы приводить в исполнение что-нибудь другое из того, что может быть сделано с достоинством и честью».

Как мы уже знаем, философия римского стоицизма и философия Марка Аврелия в частности, концентрирует своё внимание на этическом. В его философии наивысший смысл человеческой жизни придаёт моральный долг. Необходимо реализовывать в повседневной жизни добродетель господствующего разумного начала:

«Жизнь коротка; единственный же плод земной жизни – благочестивое настроение и деятельность, согласная с общим благом».

Жить нравственной жизнью значит жить согласно человеческой природе – понимание, характерное для всей стоической философии:

«Кто бы что ни делал или ни говорил, я должен оставаться хорошим человеком. Так золото, изумруд или пурпур могли бы сказать: «Что бы кто ни говорил или ни делал, а я должен остаться изумрудом и сохранить свою окраску»».

Всё едино, поэтому стремясь к общему благу, мы творим благо для себя:

«Я сделал что-нибудь для общего блага? Следовательно, я принёс пользу самому себе. Никогда не расставайся с этой мыслью и не отказывайся от неё ни в каком положении».

«В одном ищи радости и успокоения: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому, памятуя о Боге».

Качеством духа человека, живущего моральной жизнью, является простота. «Не мудри над собой, старайся быть простым», — пишет философ.

Для Марка Аврелия ничто не могло сравниться с достоверностью нравственных начал. Ему был чужд догматизм:

«Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве».

Древние стоики обращали внимание, что существует органическая связь между всеми людьми. Однако римский стоицизм впервые во весь голос дал этой человеческой связи имя любви. Марк Аврелий призывает:

«Люби человеческий род; следуй Богу».

Марк Аврелий призывал не отвечать злом или обидой на зло и предлагал следующий подход:

«Во время гимнастических упражнений кто-нибудь оцарапал тебя ногтём или ударом головы поставил синяк. Мы не придаём значения этому, не обижаемся и не будем в дальнейшем смотреть на него, как на злоумышленника, хотя и будем беречься его, не как врага или человека подозрительного; мы просто будем спокойно уступать ему дорогу. Пусть будет так и в остальной жизни: многого не должны мы ставить в счёт тем, кто как бы упражняется вместе с нами на жизненной арене. Ведь можно, как я сказал, уклоняться от встреч, не подозревая и не ненавидя».

Более того, на зло нужно отвечать добром. Марк Аврелий провозглашал идеал любви к ближнему и всепрощения:

«Разумной душе свойственны и любовь к ближним, и истина, и скромность…»

«Приспособляйся к обстоятельствам, выпавшим на твою долю. И от всего сердца люби людей, с которыми тебе суждено жить».

«Каково отношение между членами сплошного и единого тела, таково же и между разделенными пространством разумными существами, созданными для соучастия в едином деле. Эта мысль глубже западет в тебя, если ты будешь часто говорить себе, что ты являешься членом Целого, состоящего из разумных существ. Если же ты назовешь себя отдельной частью, то не будешь любить людей от всего сердца, и деятельность на благо других не доставит тебе окончательного удовлетворения. В этой деятельности ты будешь видеть только свой долг, а не свое собственное благо».

Этика Марка Аврелия не является пассивной, она не требует только терпения и покорности. Добродетель, как и порок, заключаются в деятельности:

«Добро и зло… не в испытываемом состоянии, а в деятельности; точно так же, как и добродетель, и порок не в испытываемом состоянии, а в деятельности».

Марк Аврелий пишет и о социальных обязанностях. Но в его понимании они не ограничиваются стенами родного города или границами своей страны, они охватывают всё человечество и весь мир:

«Герой пьесы говорит: «О возлюбленный град Кекропса!» Неужели же ты не скажешь: «О возлюбленный град Зевса!»?»

Марк Аврелий, выражая стоический космополитизм, говорит о человеке, как о гражданине высшего града. Философ считает, что по отношению к этому граду все государства подобны домохозяйствам. Однако, по мысли Марка Аврелия, космополитизм не отменяет текущих гражданских обязанностей:

«Пусть Божество в тебе будет руководителем существа мужественного, зрелого, преданного интересам государства».

Мораль Марка Аврелия – возвышенная и человеколюбивая. Его нравственная философия – воистину жемчужина среди сокровищ мировой мысли и культуры.