Беседа 18

Атма Атман медитация Просветление

— Вы говорили о фундаментальной энергии – Атме, которая являет основу нашего космического сознания. Вечность и неизменность – это её основные атрибуты?

— В данном случае под фундаментальностью энергии понимается основа всего сущего, на которой зиждется мироздание. Мы ничего не знаем о источнике этой энергии. И о её таинственных свойствах нам известно немного. Мистики утверждают, что она действительно вечная и формы её проявления очень многочисленны. Эта энергия истекает к нам из высших миров. Она порождает вещество, из которого состоит всё вселенское мироустройство. Но нельзя сказать, что она неизменна. Наоборот, она подвижна и очень динамична, она трансформируется в различные состояния. Поэтому весь мир находится в движении. Нет ни одной формы, которая бы не вибрировала, не двигалась. Благодаря постоянному энергообмену существует наша Вселенная, всё вещество в ней. Мы осведомлены, что Глобальный Энергообмен в Универсуме приводит к жизненным циклам вселенных: активная стадия и пассивная стадия. Аватары и Бодхисаттвы также утверждают, что в основе космического сознания человека лежит эта энергия, её называют «Атманом». Будучи совершенными людьми, мы научимся управлять ею, направлять в нужное русло для расцвета и преображения мира. Сейчас человечество ищет источники энергии в окружающей материи. Со временем люди поймут, что фантастическая энергия заключена в них самих. Работая с ней, человек преобразит свой организм, наделит чудесными возможностями материализации, коммуникации, передвижения, защиты от жары и холода. Никому в голову больше не придёт идея истощать недра Земли.

— Я правильно понял, что, исходя из доктрины Единого Энергообмена, наша вселенная представляет собой 3-х мерную проекцию высшего мира?

— Абсолютно верно. В рамках Единого Энергообмена свойства высшего мира проецируются в низший. Поэтому все свойства материи нашей вселенной заданы свыше. Вещество взялось не само по себе: без подвода энергии свыше оно бы не существовало. Вся вселенская красота, которую мы наблюдаем повсюду, – это проекция мира надземного. На этом строится вся целостная доктрина воплощения. Энергия свыше, поступая в мир статусом ниже, создаёт вещество и приводит его к самоорганизации. Таким образом образуются метагалактики, галактики, звёзды, планеты, живая субстанция.

— Я вижу здесь аналогию с человеком.

— Аналогия полная. Потому что природа человеческой эволюции полностью соответствует природе Универсума. Человечество есть проекция миров надземных. Теперь понятно откуда наши корни? Откуда воплощение? Мы даже в своём строении во многом аналогичны строению Универсума.

— Вы говорили, что мы представляем из себя многомерные космические организмы – Человеческие Ветви. А не являемся ли мы частью какой-то более грандиозной Ветви, от которой произрастаем? Такое может быть?

— Так есть на самом деле. Конфигурация Универсума представлена громадным количеством Ветвей, которые, сплетаясь между собой, образуют единую сеть. Ответвления от какой-нибудь Сверх-Ветви, взаимодействуя между собой, образуют родственную сеть. У многих из нас полно космических родственников и друзей. И только воплощение в материю не позволяет нам полноценно общаться. До Просветления все лишены такой возможности.

— А как выглядела наша Вселенная без вещества? Ведь вы сказали, что вещество образуется только при поступлении Энергии свыше.

— Наша Вселенная – это мельчайший элемент Универсума… что-то типа ячейки, капсулы, которая заполнена низкостатусной плазмой. Понять поможет некая аналогия с биологической клеткой. Напомню, что такая клетка заполнена цитоплазмой и окружена мембраной. Вселенская плазма – это наполнитель, материя особого вида. Мы постоянно имеем с ней дело. Это так называемое пространство, в котором мы все обитаем. У нашей Вселенной можно выделить две фазы существования – активную и пассивную. В пассивной фазе нет никакого вещества, есть только низкостатусная материя – холодная вселенская плазма. Она, как наполнитель, формирует пространственную конфигурацию Вселенной. В активной фазе наблюдается поступление Энергии свыше. Плазма возбуждается, вскипает, начинается процесс образования вещества и его самоорганизация. Появляются звёздные миры. Когда активная фаза заканчивается, всё вещество распадается. Вселенная становится холодным и тёмным объектом. Она никуда не пропадает, плазма в ней остаётся. Именно эта плазма задаёт 3-мерные свойства нашей Вселенной. В высших Вселенных плазма более «горячая», поэтому топологические свойства пространства там другие, мерность другая. Можно привести аналогию с океаном. Сравните холодные и тёмные его глубины и прибрежные. Неглубоко, у поверхности, кипит жизнь. Почему? Потому что есть энергия в достаточном количестве для её существования.

— Вселенные также рождаются и умирают?

— Конечно. После некоторого количества жизненных циклов, вселенные распадаются… но появляются другие. Процесс образования и распада вселенных – это обычная жизнь Универсума.

— Вы говорили, что Вознесение касается только сознания, а тело умирает на Земле. Но известны же случаи, когда святой Возносился, исчезал вместе с телом, делая его светоносным.

— Да, известны. Но когда мы говорим о Вознесении, мы говорим только о сознании. При этом сознание перемещается в высшие миры, то есть личностная точка сборки смещается вверх по Человеческой Ветви. Что касается тела, то оно просто дематериализуется, оно никуда не переносится. Зачем святому садху в высших мирах земное тело? Он живёт в тонком или в огненном. Да, его тело можно назвать «светоносным», но это совсем не то тело, которое он имел на Земле. Оно из другой материи и совсем другого качества.

— Но он же может непосредственно прийти на Землю в своём светоносном теле?

— Конечно. Бодхисаттва способен уплотнить своё тонкое тело до любого состояния, вплоть до материальной консистенции. Оно будет иметь ту форму и плотность, которые он пожелает. Естественно, это потребует привлечения громадной энергии. Находиться рядом при материализации очень опасно.

— Почему?

— Можно погибнуть или нанести непоправимый вред здоровью. Дело в том, что, материализуя тело, Махатма привлекает для создания ближайшее вещество. Обдерёт ваше тело как липку…

— Но вы же были непосредственным свидетелем подобных манифестаций.

— Был… и в обморок падал тоже… вот как-то повезло.

— Ну всё-таки, что вас спасало?

— Я был в максимальном резонансе с ними. Мои клетки способны противостоять некоторое время огненному натиску Владык. При этом тело страдало минимально.

— А как выглядит светоносное тело у Высших Людей в тех мирах?

— Светоносное тело – это тело Просветлённого человека, живущего в надземных мирах. Оно более высокой мерности. Высшие огненные тела не имеют антропоморфной формы, подобно нашим. Они очень подвижны и форма их зависит от состояния сознания на данный момент времени. При взаимодействии с физическим миром светоносное тело адепта очень похоже на сгусток светящейся плазмы с размытыми контурами, который превращается в антропоморфную форму благородной внешности.

— Вы говорите, что сознание человека при Вознесении уходит в высшие миры. В то же время, вы утверждаете, что сознание – это функция головного мозга, его свойство. Как функция может оторваться от мозга и куда-то переместиться, когда сам мозг никуда не перемещается?

— Конечно, вы правы. Говоря о Вознесении, мы подразумеваем, что начинает полноценно функционировать мозг тонкого тела. При сильном взаимодействии с мозгом физического тела, образуется полноценный энергоинформационный канал, по которому личностный фактор вместе со своей аналитической частью (точка сборки сознания) переместится в тонкий мозг. Это происходит при Просветлении. И человек осознает себя в тонком теле.

— Что такое личностный фактор?

—  Личностный фактор – это свойство сознания, которое способно идентифицировать себя в социуме, осознавая себя отдельным субъектом, личностью. Это свойство приобретается на земле. Без развитого личностного фактора в надземных мирах делать нечего. Социум там представлен сложноорганизованным и взаимодействия идут в нём очень интенсивно. Поэтому ни один человек, отягощённым эгоизмом, не попадёт в миры надземные.

— Может поэтому нам необходимо изжить эгоизм на земле?

— Совершенно верно. Мы все этим и занимаемся… Устраняем эгоистические барьеры на пути к Высшему.

— Эгоизм порождён нейронами нашего мозга?

— Да, это работа нейронов.

— Личностный фактор – это тоже нейроны?

— Конечно. Это работа специфических нейронов. Мозговые нейроны – это аналитические ячейки, которые образуют многочисленные кластеры — сети и подсети в ткани мозга. Есть нейронные сети, формирующие личностный фактор. Они находятся в лобных долях мозга. При просветлении конфигурация и топология сетей «отпечатывается», как на фотопластинке, в тонком мозге. То есть в тонком мозге формируется аналогичная сеть. Таким образом вы получаете доступ к тонкому миру. В результате осознаёте себя вне тела. Или живёте в двух телах одновременно, пока живо тело физическое. А пока этого не произошло, ваш тонкий мозг функционирует в автономном режиме. Он бессознателен. Как незрелый мозг младенца в утробе матери.

— Хочу уточнить про природу Сатгуру. Мне известно, что в Индии живут многие сатгуру. Сатгуру – это точно не личность?

— Часто бывает так, что, используя одну терминологию, мы говорим о разных вещах. В нашем случае Сатгуру – не личность. Сатгуру – высший психический элемент (анализатор) космического организма человека (Ветвь). Посвящённые мистики называют его «Владыкой», «Богом», «Отцом», «Путеводной Звездой» Так как Сатгуру непосредственно взаимодействует с Фундаментальной Энергией (Атман), то наиболее восприимчив к её течению. Анализируя природу Атмана, его вибрации и спектр, Сатгуру задаёт алгоритм развития, посылая импульсы-инструкции («голос Отца небесного») по Ветви вплоть до физического тела, как лучше всем элементам адаптироваться к Атману, как лучше усвоить эту энергию. Если личность способна прислушаться к высшим инструкциям и действовать в согласии с ними, то она развивается, становится бессмертной, приобретает фантастические свойства Атмана. Вначале, в самом упрощённом виде, высшие токи воспринимаются через совестливые акты (голос Совести, голос Сердца).

— Я слышала ваши разъяснения о карме. Но не всё уложилось в голове, кое-что прослушала. Всё-таки карма существует? И если существует, то как она проявляется? Большинство объяснений кармы меня заводят в тупик. Они мне кажутся нелепыми и примитивными.

— Ох уж эта карма! Излюбленная тема кухонных эзотериков. В наше время понятие «карма» легко перекочевало в бытовой сленг. Сколько людей — столько понимания карм. Что только не пытаются приписать карме! Под кармой подразумевают опыт прошлого, родовые проклятия, всевозможные испытания, ответные удары, воздаяния, наказания, награду и подарок, милость свыше, заслуги, судьбу, цикл перевоплощений, исполнение задуманного, избавление от страданий и болезней. Какая карма вас устраивает? Выбирайте любую?

— Но я серьёзно. Вы перечислили как раз то, что меня не устраивает. Я не могу относить эти примеры к карме.

— Я – тоже. Мне просто пока непонятно о чём вы ведёте речь. Что подразумеваете под кармой?

— Для меня карма – это какая-то причинно-следственная связь, которая влияет на судьбу человека. Причём она связана с перевоплощениями. То есть наш прошлый опыт влияет на сегодняшнюю жизнь.

— А опыт дня вчерашнего разве не формирует день завтрашний? Он является кармой?

— Да, конечно, формирует. Но вот говорят, что наши проступки с прошлых жизней как-то влияют на судьбу в настоящем. Вот тут кто-то приводил пример, что у человека болела голова, и это якобы связано с прошлой жизнью. Он что-то там натворил.

— Я вспоминаю одного зарубежного психолога. Как он легко расправлялся с рядом психосоматических заболеваний! Он достигал невероятных результатов, внушая пациенту, что болячки кармические, с прошлых жизней… а он якобы способен эту карму снять. Действительно очень многим помогало. Кстати, многие йоги-врачеватели пользуются этим приёмом, излечивая «ужаленных кармой». Нечто подобное проделывали Ошо и Саи Баба, будучи прекрасными психотерапевтами и целителями.

— Но дурные поступки людей в прошлых жизнях как-то отражаются в новой? Разве человек не несёт наказания?

— Вы отдаёте себе отчёт, что все так называемые дурные поступки и злодеяния – это признак человеческого несовершенства?

— Да.

— Давайте попробуем отталкиваться от этой логики. Как вы считаете, животные подвержены кармическому наказанию, они же едят друг друга… убивают? А дикари в племенах? А дикари, живущие в современной цивилизации? У всех на слуху злодеяния детей и подростков, психически больных. Подвержены карме младенцы, дети и с какого возраста? Подвержены карме психически больные люди, совершающие злодеяния? Разве можно человека наказывать за несовершенство? Кто же наказывает дитя за то, что он не может ходить и постоянно писает под себя? Есть забавный тест на такую карму. Два отпетых негодяя сходятся в смертельной схватке. Один, более изощрённый и коварный, убивает другого и завладевает всем его богатством, проживает долгую и счастливую жизнь. Мы знаем, что в реале это происходит повсеместно. К кому из них карма была благосклонна, а к кому жестока? И где здесь справедливость?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, я не знаю механизмов кармы. Но, по-моему, всех, кого вы перечислили, по логике вещей, карма касаться не должна, ибо одни не ведают, что творят, а другие, в силу духовной, физической или умственной немощи, могут причинять зло или нарушать заповеди. Я права? Я догадываюсь к чему вы клоните…

— Да, вы правы. В основном карму путают с ответным ударом извне, когда действие порождает противодействие: нарвался – получил…

Механизм истинной кармы открыли святые мистики и йоги, изучая свою духовную природу. Карма – это чрезвычайно частный случай причинно-следственной связи. Она никоим образом не распространяется на всех людей, только на тех, кто пытается жить по Совести, сознательно прислушиваясь к голосу Всевышнего. В силу всевозможных жизненных обстоятельств, человек иногда идёт на сделку с Совестью… при этом формируется течение энергии, которое заставляет его вернуться к Богу… иногда через боль и страдания. Вот и всё. Кармические последствия можно сравнить с ударом тока, когда человек нарушает правила безопасности. Они напоминают человеку, что свернул не туда… вернись на Путь!

— То есть его так наказывают?

— Никто никого не наказывает. Человек всему учится самостоятельно, естественно, при этом совершая ошибки. Просто приходит время, когда сознание стремится к более высокому уровню энергий, но ещё по привычке иногда использует грубые. Это закономерно. Должно пройти какое-то количество времени, чтобы человек основательно укоренился в высшем. Ведь процесс приобщения к высшему идёт постепенно. Должен отметить одну очень важную вещь: карма следует за течением мысли, а не за проступками. Поймите это. Очень важно держать свои мысли в чистоте. Ещё раз. Кармические последствия касаются только тех, кто занимается Садханой, для тех, кто своим поводырём выбрал голос Совести. У всех других людей механизм причинно-следственной связи работает вне кармы.

— Значит злодеи остаются безнаказанными?

— ???? Здесь на Земле дурных и демонических людей жизнь учит немножко по-другому. Все злодеи сталкиваются с механизмами общественного противодействия, которые выработаны в условиях выживания.

— После смерти эти злодеи попадают на небеса?

— На небеса злодеи не попадают. Бессмертная духовная часть человека остаётся всегда незапятнанной. Все злодейства происходят только на Земле. Источником злодеяний является несовершенный мозг, который слабо контролируется духом с одной стороны, и, с другой – обществом. Корни зла в биохимических процессах. Пока ДНК человека будет нести в себе гены демонизма, пока на Земле будут создаваться условия для их реализации, зло будет процветать. Необходимо выстраивать личную и общественную жизнь таким образом, чтобы вызывать в ДНК только позитивные мутации. Вся экспрессия генов должна быть направлена на переживание единства со всем сущим, а не на эгоизм.

— Но вы же говорили, что в тонких мирах есть демонизм.

— Да. Но он не имеет к человеческой эволюции никакого отношения. Его, кстати, там тоже «прессуют». Что касается земных условий, то наш демонизм выправляется только нравственным воспитанием на самой Земле. Пока люди мало уделяют внимания сознанию, именно оно в своих несовершенных формах является порождением зла. К святости человек приходит постепенно, из жизни в жизнь преодолевая демонизм в себе. Хочу отметить, что при Просветлении человек уходит в высшие миры, в них зла нет. Высшие сферы Юпитера и Венеры чисты и прекрасны.

— А за грехи прошлых жизней человек наказывается?

— Специальных механизмов наказания не существует. Они просто не нужны. Но человеческая природа устроена очень мудро. Надо помнить одно правило: внутренний мир человека формирует внешние обстоятельства. Поэтому рано или поздно каждый из нас, попадая в негативную ситуацию, начинает задумываться – может что-то я делаю не так? И если в этой жизни урок усвоен не полностью, то в следующей он продолжится… до полного усвоения. Вот и всё.

— То есть, если я страдаю в этой жизни и порой незаслуженно, то продолжаю выносить уроки для себя, которые были не усвоены в прошлом? Это не удары кармы?

— Ну, конечно, конечно. Люди путают с кармой своё становление, свою эволюцию, которая предполагает невзгоды и страдания по определению. Просто жизненный опыт, в силу человеческого несовершенства, часто бывает болезненным. Вы просто набиваете себе шишки, учитесь. Рассматривайте все трудности и испытания только с этих позиций… без всяких на то карм. С кармой ещё столкнуться успеете, не торопитесь. Карма – удел садхаков, людей, стремящихся жить по Совести, сознательно движущихся к Просветлению.

— Говорят, люди могут кармически болеть. Многие заболевания передаются в новую жизнь за прошлые грехи. Это так?

— Нет, не так. Любое справедливое наказание имеет под собой цель – вывести человека на путь осознания своих ошибок. А что получается, человек родился, ничего не помнит, не знает… но болеет с детства. Здорово! Может тогда нам всех грешников с прошлых жизней сразу садить за решётку? Болеешь, значит нагрешил — в тюрьму! А что делать тогда родителям с больным ребёнком? Вы понимаете нелепость данной ситуации? Заболеваниям подвержены все — и святые, и грешники. Заболевания не могут быть кармическими последствиями. Почему? Заболевания вам не помогут духовно расти. Заболевания подрывают силы у организма и мешают развитию. Я уже не говорю о том, сколько святых людей жило в больных и уродливых телах. Больное тело – это серьёзное испытание физической немощью для духа. Эти простые вещи надо понимать.

— Да я давно чувствую, что с кармой у меня складывается как-то не так (смеётся). Скорее всего, я стала жертвой глупых стереотипов.

— Я вас очень хорошо понимаю.

— Мы живём в эпоху стрессов. Говорят, они полезны и позволяют мобилизоваться. Как влияют стрессы на наше здоровье и психику? Мешают ли они духовному развитию?

— По-разному… Условно стрессы можно разделить на мгновенные, краткосрочные, затяжные и хронические. Два последних очень опасные. Они вызывают нарушения психики, подрывают здоровье, часто провоцируя негативные мутации. Онкология очень дружит с последними. Если вы справляетесь со стрессами быстро, в течение одних-двух суток, то ваша нервная система более-менее уравновешена. Если, переживая стресс, вы мобилизуетесь – просто замечательно. Так держать! Закаляйте нервную систему. Стресс часто возникает, когда нас ситуация застаёт врасплох. Поэтому будьте бдительны, работайте на опережение, заранее проигрывайте ситуации, стараясь выявить в них слабые места. Обратитесь в молитве к Владыке, чтобы подобного избежать, быть максимально бдительным и собранным. Не забывайте, что энергия следует за вашей мыслью и во многом способствует вам, если заранее позаботитесь.

— Способствуют ли медитации Просветлению?

— О каких медитациях речь и чем они мотивированы? Напомню, что Сатгуру при помощи медитаций устраняет барьеры эгоизма на пути Просветлению. Если вас к ним привёл Сатгуру — однозначно; если — ум или модное желание помедитировать, то кроме приятных впечатлений, в лучшем случае, или пустой траты времени ничего не получите. Некоторым медитации просто противопоказаны в силу специфики нервной системы или чрезмерного эгоизма (медитации могут сломать личность и нанести ей непоправимый вред). Жёсткий эгоизм устраняется другими способами. В дальнейшем медитации будут полезны. Если вы используете медитации в качестве инструмента для мобилизации сознания, приведения себя в равновесие, успокаиваете ум, то такая практика приветствуется. Но подобные медитативные практики никак не связаны с Просветлением.

— С какого возраста можно начинать медитировать?

— Медитации, за редким исключением, — удел взрослых. Дети от природы эгоцентричны и эгоистичны, у детей сильно развито воображение, впечатлительность, их ум активен и направлен во вне. Детей вначале необходимо приучать к сердечному посылу (молитве) во имя Общего Блага, начиная со своего ближнего круга – семья, родственники, друзья и ближайшее пространство. К тому же дети должны научиться элементарному – заботе о ближнем. Далее, в силу зрелости ребёнка, в практику сердечных молитв можно включать континенты, страны, культуры, расширяя посыл до планетарных масштабов. Кстати, такой подход стимулирует развитие детского сознания, расширяет кругозор, стимулирует тягу к познанию. Малыш начинает всё более интересоваться окружающим миром, не считая его враждебным. В дальнейшем, прислушиваясь к себе, каждый сам решит нужны ему медитации на высшие формы сознания или нет.

— Является ли препятствием желание получить результат в садхане?

— Если желание от эго – да, от Сатгуру – нет. Желание от Высшего всегда связано с вашими чистыми устремлениями. От них эго ослабляется. То же касается так называемых привязанностей. В Садхане привязанности – это эгоистические оковы, которые мешают освобождению. Все эгоистические привязанности связаны с желанием обладать и создать комфорт под себя, не считаясь с другими… отсюда все безумия — жадность, корысть, страх потери, онтологическая тупость. Сопричастность к Сатгуру – это любить, отдавать, делиться, принимать с благодарностью, заботиться, гармонично взаимодействовать, сотрудничать.

— Нужно ли критически относиться к различным учениям святых и Махатм?

— Во-первых, придерживайтесь здравого критического взгляда во всём. Садхана без критического мышления невозможна. Во-вторых, у Махатм нет никаких учений и быть не может. Что же мы можем непосредственно почерпнуть от них? Есть практические наставления, советы, рекомендации, пожелания; есть отдельные взгляды (точки зрения); есть непосредственный опыт; есть реальная система знаний. Махатмы не создают теоретических положений ни для себя, ни для своих учеников; они напрямую имеют дело с жизненными феноменами; они истинные исследователи и мастера жизни. Обычно теоретическими изысками занимаются их малопонятливые последователи, апологеты и ученики, чей поток сознания, творчества и фантазий, даже в хорошем смысле этого слова, остановить очень трудно. Так рождаются многочисленные спекуляции, часто философские, в виде «учений Махатм». Я уже не говорю об многочисленной медиумистической ерунде и ченнелингах.

— Согласен, что практические наставления и рекомендации по жизни поддаются проверке, их проще понять и осмыслить. Но грандиозная система эзотерических знаний от Учителей для нас недоступна. Как тут быть?

— Эта система напрямую, вот так сразу, верификации не подлежит. Это всем понятно. Во-вторых, все знания приобретаются только через научение. В-третьих, часть знаний, особенно та, которая связана с владением некоторого вида энергий, закрыта по определению. К ним допускаются только очень продвинутые высокодуховные люди. Так что это не про нас. Разве что даются некоторые намёки, чуть приоткрывается завеса над тайнами жизни и мироздания… дабы человек задумался. Вот о них и будем говорить. И даже в этом случае системы эзотерических знаний, при том, что есть доверие к источнику, следует принимать как теоретическое допущение. Ни одна из эзотерических доктрин ни в коем случае не должна стать предметом верований и ритуалов. Включайте всё своё здравомыслие и соотносите с собственной интуицией и опытом. Сейчас гуляет очень много хлама, который называют «эзотерикой». Люди дезориентированы. В основном фейковый эзотеризм преподносится в виде посланий через каких-то странных медиумов-посредников или откровенных фантазёров. Следует признать, что среди очевидной многочисленной дури иногда появляются проблески эзотерической мудрости. Они обычно анонимные. Но если нет обратной связи с Учителем, то невозможно выяснить, спросить непонятное, скорректировать свою точку зрения. Возникают риски ложного восприятия из-за вольной интерпретации информации. Поэтому критический подход позволяет вам также осторожно относиться к таким источникам. Как можно больше размышляйте и соотносите с другими источниками, вызывающими доверие.

— Но авторитетный источник часто бывает противоречив. Я люблю читать книги Саи Бабы, Ошо. Они мне очень нравятся. Но мой ум бунтует от многочисленных противоречивых высказываний. Как тут быть?

— Я вас хорошо понимаю. Все мы несовершенны, в том числе святые и Учителя. Даже те, кто познал свою природу и имеет полное право называть себя «Богом» имеют несовершенный ментальный аппарат, через который проявляются. Тело есть тело. Нет на Земле совершенных организмов по определению и быть не может. Но это не значит, что мы не должны следовать рекомендациям Учителей; это значит, что они также могут ошибаться в собственных высказываниях. Противоречивые высказывания должны побудить вас к поиску истины. Вы это понимаете? Бдительный ум обнаружил противоречия. Прекрасно! Какие у вас варианты? Первый, по возможности исследовать их и устранить противоречивость; второй — принять всё как есть и не задумываться; третий — усомниться и отвергнуть. Решайте сами. Те, кто считает, что Святые озвучивают на публику строгую истину без противоречий, могут столкнуться для себя с неразрешимыми проблемами. Эти люди впадают в иллюзии. Кроме того, вам не даётся строгая система знаний. Такой цели не ставится. С вами просто разговаривают, стараются до вас достучаться… не до ума – до сердца, до души. В подобных речах и текстах озвучивается точка зрения святого в зависимости от ситуации, даются общие рекомендации и наставления, зачастую широкому кругу людей, учитывая их ментальность и актуальность текущей проблемы. В этом случае многие понятия будут размыты, логика изложения будет не целостная, фрагментарная, а игра с ситуативной логикой и словами зачастую приводит к противоречиям. Добавлю, что Кришна, Будда, Христос, Бодхидхарма, Шри Ауробиндо, Ошо, Баба и много других Наставников всегда были забавными выдумщиками и сказочниками. Бывают моменты осознанных провокаций. Это тоже имеет место быть. Не судите за это их строго. Не понимайте озвученное буквально. Все они великие мастера дзен. Они любящие родители и наставники, мы их ученики, мы их дети. Дети нуждаются в веселых и сказочных сюжетах, в выдумках и поучительных историях; дети живут фантазиями; дети не могут без фантазий; дети познают мир через фантазии и воображение. Так устроен взрослый детский ум. Достучаться до него проще через мифы, сказки и сладостные выдумки. Эти приёмы очень эффективны.

Имеет место быть и такое, когда необходимо заострить проблему через противоречивость суждений. Вспомним себя в детстве. Как поступает пытливый и любознательный ребёнок, сталкиваясь с противоречивыми точками зрения? В нём просыпается интерес понять природу противоречий, чтобы отмести ложное восприятие. Он начинает проверять, докапываться. Поэтому на первый взгляд проблема взаимоотношений святого с обычными людьми достаточно сложная. Но основная задача любого святого воздействовать на вас своей положительной энергетикой, вызвать экзистенциальные мистические переживания, ослабить эгоистические переживания, расслабить ум… задать направление, в котором вам надо двигаться. Достучаться до сердца каждого – задача неимоверно трудная. Здесь очень много психологических приёмов.

Также следует заметить, что мыслительный аппарат святого, живущего в окружении людей, очень часто подвергается неимоверным нагрузкам. Когда он не справляется или перегружен, то зачастую ошибается. А бывают просто ошибочные точки зрения. Ни один святой не может всё знать. Будьте бдительны и относитесь с пониманием. В этом случае необходимо переспрашивать, уточнять. Невыясненные моменты отложите на потом. И ещё. Не ищите в чьих-то словах истину, она скрыта только в вас. Внимая Святому, слушайте своё Сердце. Вы должны понимать, что слепая вера убивает преданность к Учителю. Она порождает в голове вирус сектантства и нетерпимости, она ведёт к предательству. Безусловно уверовавший – потенциальный предатель и сектант. Основа истинной преданности – верность. Не путайте верное Сердце с тупой верой – игрой ума.

— Я хорошо это осознаю. Но спрошу по-другому: можно ли критически относиться к Учителю?

— Я ответил выше – да. Только есть одно НО! Никогда не путайте критический подход в ученичестве с недоверием. Доверие к Учителю должно быть максимальным. Иначе ничему не научитесь… а отрава сомнений иссушит ваш разум. Сомнения – это нормально, только не превращайте их в яд для себя, не заморачивайтесь. Всё пробуйте на зуб, сомневайтесь, проверяйте и перепроверяйте, исследуйте… и ни в коем случае не допускайте никаких верований.

— Ага, то есть сомневаться вы мне разрешаете! Тогда в чём будет моя критичность?

— Вот! В обязательном разрешении сомнений, которые будут проявляться в вас. Станьте исследователем в полном значении этого слова. Часто непонимание порождает сомнения и недоверие. Человек начинает в этом вариться, заморачиваться и в конце концов окончательно отравляет себя. Всё, он потерпел фиаско. Садхана для него закончилась. Поэтому наберитесь терпения и докопайтесь до сути. Как воду из тряпки, выжимайте из темы всё. Вы должны грамотно оценивать, как свои выводы и утверждения, так и мнения со стороны. Не все слова и события вами будут поняты и правильно истолкованы с первого раза. Но вам важно понять суть, которая стоит за ними. Тем более, за одним словом или фразой может скрываться десяток разных смысловых значений. А поверхностное понимание событий и знаков уведёт вас в ложное восприятие действительности. Самое важное – понять суть.

Ищущие всегда вопрошают, обращаясь к авторитетам. Это нормально. С другой стороны, большинство ищущих живут мифом о «правильных ответах». Если общение с Учителем не побуждает вас к размышлению, если ответ проглатывается на ходу, как банан, вы будете тупеть. Признаком тупости станет леность вашего интеллекта, который убедит вас, что Учителю надо просто верить. Вот так на веровании выстроится ложная концепция, которая непременно рухнет и сделает вам больно. Обвинять будете тоже наставника.

— То есть, используя критическое мышление, я как бы последовательно расчищаю путь понимания между мной и Мастером?

— Совершенно верно. Легендарная заповедь Будды.

— И если в процессе непонимания возникают наводящие вопросы, то я их просто должна для себя разрешать или спрашивать Учителя, если есть возможность? Но мои вопросы должны быть результатом вдумчивых размышлений.

— Абсолютно правильно. В помощь могу посоветовать полезный материал о критическом мышлении «Критическое мышление: базовые принципы и приёмы».

— Как вести себя, когда не знаешь, что делать в какой-то ситуации?

— Мы сейчас не о том, когда нужно очень оперативно принимать решения, рассчитывая только на интуицию, жизненный опыт и здравомыслие. Часто мы имеем дело не только с нравственным выбором, но и с чисто прагматическими задачами, которые ставят нас в тупик. Если ситуация складывается неожиданным для вас образом, в результате которого вы пришли в смятение, в голове возникли хаос, паника и тревога, немедленно связывайтесь с друзьями и с теми, кто способен вас внимательно выслушать и понять. Общайтесь и успокаивайтесь.

Если вы спокойны и уравновешенны, но не знаете, как поступить, используйте разные сочетания обращений.

Первое – это к Сатгуру, к Учителю, к Высшему. Обратитесь к Великим Братьям и немножко помедитируйте. Если ответ пришёл – хорошо, нет ответа – ждите. Тут не надо форсировать. Даже те люди, которые давно практикуют подобный вид отношений, часто спешат. Нетерпеливый ум их провоцирует: «надо прямо сейчас, потом уже будет не очень хорошо, будет поздно…». Не торопитесь. Вы сделали самое главное – обратились к Высшему. Ждите отклика. Кармические последствия вас не коснутся, если вы ждёте, не принимая активных действий. Как только появится чёткое внутреннее мистическое ощущение «надо действовать» — действуйте.

Второе — совет у ближних. Слушая от них рекомендации, вы должны вслушиваться в себя и ждать внутреннего отклика. Почувствовали резонанс с ним – действуйте. Очень часто Высшее даёт рекомендации через ближних. Используйте разные сочетания и добивайтесь устойчивого отклика.

— Как всё-таки ощутить его?

— Мистический отклик проявляется в смысловых переживаниях «действовать так и никак иначе». При этом появляется волевой импульс к действию, который вы связываете с самыми чистыми сторонами своей души… он становится для вас святым… ну, как будто вам посоветовал Христос. В вас возникает уверенность, что вы делаете всё правильно, от сердца, и своими действиями не принесёте никому зла. Такие акты сознания называются «совестливыми». То есть, корыстный момент нивелируется. Всегда при любых обстоятельствах советуйтесь с Высшим. Жить по Совести — правило на всю жизнь.

— А с другой стороны, говорят, что надо прямо сейчас всё делать для того, чтобы просветлеть в этой жизни.

— Если ты стремишься просветлеть в этой жизни, это не значит, что ты должен суетиться. Твои мысли не должны мельтешить по этому поводу. Другое дело, если хочешь в этой жизни посадить дерево, вырастить ребёнка, построить дом, если такая мотивация, то тебе надо торопиться. Если у тебя есть мотивация, связанная с Просветлением, то тебе нужно продление жизни тела. Ты же не знаешь, когда у тебя наступит Просветление – завтра или через 15 лет, а если ты через 5 лет умрёшь, не заботясь о своём теле? Значит, здравомыслие и рациональный ракурс в данной связи – по максимуму заботиться о жизни тела, формировать соответствующий образ жизни… здоровый образ жизни. Основу его составляет гармония между духом, разумом и телом.

— Ты говорил, что нужно сконцентрироваться на пупке и после этого настраиваться на человека?

— Совершенно верно. Важнейшая заповедь Владыки. Вначале ты должен быть в пупке, а потом настраиваться на человека. Скажу про себя. Общаясь с кем-либо, всегда ощущаю напряжение в пупке. Учись воспринимать человека пупком. Раньше слушал ушами, а сейчас стараешься прочувствовать пупком. Когда ты совершаешь Гаятри-тантру, ты отдаёшь своё сердечное тепло человеку и принимаешь тепло от него. Но если тебе надо почувствовать человека, прочувствовать его физиологическое состояние, его психику, как в нём пульсирует жизнь, чем живут его нейроны, как формируются мысли в голове, то нужно обязательно уходить в пупок, ты получишь всю необходимую информацию. Если посмотреть на ауру человека, который очень внимательно слушает посредством пупка, хорошо видно, как она обволакивает собеседника, взаимодействует с ним, сканирует его.

— Напряжение в пупке как вызвать или оно само возникает?

— Нет, само оно не возникает. Этот акт должен быть вами отработан. Пойте многократно мантру «Ом» на выдохе, вызывайте напряжение и концентрируйтесь. Учитесь.

— При общении петь?

— Нет, в уединении, в качестве отработки механизма напряжения. При общении достаточно будет вспомнить о том, на чём вы должны быть сконцентрированы и напряжение случится автоматически.

— А каким образом мне взаимодействовать со святым?

— Точно так же. Когда приезжаете к святому, первое, что вы должны сделать – установить с ним непосредственный сердечный контакт. Сконцентрируйтесь на пупке и посылайте ему свой сердечный Свет… старайтесь почувствовать Свет от него. Взаимодействуя, вы создаёте с ним живой магнетизм. Это очень важно, важнее всех высказанных слов. Можно слушать, что он говорит, но, если между вами не сформируется магнетизм, вы никогда не станете друзьями, а со святым человеком надо обязательно подружиться. Эта дружба может быть абсолютно безмолвной.

— А когда ты делаешь с Мастером Гаятри-тантру, он это почувствует?

— Да, он это сразу почувствует. Делай с ним немножечко Гаятри, а потом «проваливайся» в пупок. Ты услышишь его, его жизнь, его вибрации, его течение энергии. Ни одного человека невозможно прочувствовать без пупка, его обязательно надо подключать – центр физического сознания должен быть включен.

— В данном случае ты говоришь, что нужно сначала делать Гаятри-тантру, а потом уходить в пупок, а до этого ты сказал, что нужно сначала уходить в пупок, а потом надо делать Гаятри.

— Нет, это немножко разные вещи. Если я, допустим, хочу настроиться на человека и прочувствовать его, я должен уйти в пупок. Но если ты хочешь с ним сгармонизироваться, если ты хочешь поделиться с ним теплом, и сделать это позволяет обстановка, условия и атмосфера, то ты с ним немножечко делаешь Гаятри, а потом уходишь в пупок. Просто эта гармонизация позволит тебе прочувствовать его очень глубоко, прочувствовать его жизнь, что пульсирует в нём, прочувствовать его состояние…

— А можно Просветлённого святого попросить, чтобы он помог мне услышать Внутреннего Учителя?

— Конечно, так я о чём и говорю… Сгармонизируйтесь с ним и желайте, чтобы он помог вам услышать Сатгуру. Необязательно высказывать свою просьбу вслух. Очень важно выработать правильное отношение к Наставнику, правильное отношение в присутствии Наставника. Как советовали нам Учителя, всегда желайте его мощи; желайте, чтобы он помог услышать собственного Сатгуру; желайте установить с ним сердечную связь. Этого достаточно, это самое главное. Безмолвная сердечная тишина должна объединять ваши сознания. Все нужные беседы, посвящения, если они нужны, пройдут позже, как результат вашей гармонизации. Нужна гармонизация – максимальное согласование ваших аур. Иначе вы помощь Наставника не воспримите на должном уровне.

— А если я не преданный, просто произошла встреча с Учителем, спонтанно.

— Ваша просьба услышать Внутреннего Учителя сама по себе фундаментальна, она сама по себе заключает в себе значительный элемент преданности. Вы объективно и настойчиво желаете Внутреннего Наставника… значит много тысячелетий были преданы высшему току. Преданность Владыке не ограничивается одной жизнью, она нарастает из жизни в жизнь. Эта преданность, если заглянуть глубоко в ваше прошлое, начиналась с обычной человеческой дружбы, с того момента, когда попытались понять и прочувствовать окружающую природу, ближнего человека и даже отдельное животное… и вам это удалось, они стали для вас сердечно близкими, родными. Именно этот глубинный опыт помогает нам сформировать адекватные отношения с Наставником. Не важно спонтанно это возникло или в результате долгих притирок. Вам надо прочувствовать Наставника как родного, как очень близкого… даже если эта встреча для вас мимолётна. Удастся – Учитель вам поможет. Человек, который не чувствует Учителя по жизни, никогда не выявит в себе преданность. У нас обычно путают преданных с дисциплинированными людьми. Часто бывает так, что дисциплинированный человек выполняет всё то, что рекомендует Наставник, и после считает, что он является преданным. Но связь с Учителем создаётся веками. Именно так формируется преданность. И если эта преданность состоялась ранее, то любая спонтанная встреча с любым Учителем станет для вас божественной милостью, если вы к ней готовы. Но часто бываете не готовы, прежде всего ментально… порой ум нас часто подводит. Он не даёт возможности прочувствовать Наставника и раскрыть ваш потенциал преданного. Особенно тогда, когда Учителя проявляются через абсолютно стороннего человека и пытаются оказать вам помощь. Увидеть и распознать подобное могут только единицы, ибо высшая преданность подразумевает высшую бдительность и различение. Подобная помощь часто отвергается. Советы свыше «стараться видеть Бога во всём», «каждый человек для вас – учитель» были даны не случайно. В Садхане они играют исключительную роль. Поэтому, когда мы говорим о спонтанных встречах с Учителями, имейте в виду, что они случаются чаще, чем вы можете себе представить.

Хочу сказать, что преданность в ученичестве – вещь взаимная, ибо Учитель по определению будет предан вам. Нет такого, чтобы я был преданным Наставнику, а Наставник не был бы предан мне – такого не существует. Преданность не реализуется с одной стороны, когда только ученик должен быть предан Учителю — напротив, формируется обоюдное отношение.

— У монеты всегда две стороны.

— Совершенно верно. Между вами формируются различные качества отношений, и одним из этих качеств является преданность. Преданность формируется между вами точно так же, как формируется семья между двумя людьми. Саи Баба предан всем, кто стремится к формированию этих искренних, тёплых, сердечных отношений. И, мало того, его преданность на порядок выше нашей в силу его более развитого сознания, в силу его понимания, глубины и мудрости. Ученик и Учитель не могут не быть друзьями – они всегда друзья. Без реальной дружбы не может быть никакого ученичества. Без дружбы не будет того сердечного магнетизма. Никакая заумная адвайта не сформирует в вас человеческих качеств так нужных для преданности. Любая подобная философия, всякие «я – не-я», «наблюдатель» и т.д. – это всё просто смешно.

Поэтому многие, кто называют себя «преданными Саи Бабы», на самом деле не любят его. Они считают, что любят его, потому что он – Аватар, а был бы он обычным человеком, зачем тогда его любить? И я спрашиваю таких людей: «Вы любите Саи Бабу, потому что он – Аватар, а если бы он был обычным человеком, вы бы его тогда смогли полюбить?» И сразу – молчок, сказать нечего… Говорят, что тем более он – Пурнааватар, т.е. полный Аватар… ну как можно не полюбить полного Аватара?! Неполного ещё можно немножко недолюбить, но полного Аватара, Пурнааватара, надо полюбить окончательно и бесповоротно. (Смеётся)

— А вот те люди, через которых проявляются Просветлённые Мастера, они знают об этом, как-то чувствуют?

— В основном только подсознательно. Они не отдают себе отчёта, что происходит с ними. Иногда испытывают благость, умиротворённость, космическую мудрость и необыкновенную простоту… это как наваждение. Раз и случилось. Дело в том, что мозг очень груб и инертен. Материя не успевает среагировать, нейроны грубы и неповоротливы. Поэтому всё случается незаметно. Чтобы обнаружить в своём сознании присутствие Учителя, нужно этому посвятить очень много времени. Для большинства людей эта практика — удел будущего.

— Значит эти люди духовно чисты, как-то продвинулись в своём развитии, если Великие Души в них проявляются?

— Как вам сказать… корректнее говорить о степени проявления. Великие проявляются и в животных… нет ни одного кусочка материи вне Великих. Скажу так, степень проявления зависит не только от чистоты, но и от задач, которые решает человек во имя Общего Блага. Хотите зафиксировать в себе наличие Высшего Сознания, устанавливайте тесную связь с Высшим Я, переживайте Единого и трудитесь во имя Общего Блага.

— Но Внутренний Человек, наша бессмертная личность, может вызывать такие же ощущения благости и любви, как присутствие в нас Великих Учителей?

— Конечно. На самом деле процесс инициации свыше происходит постоянно, но физическая личность слабо осознаёт его, ибо недостаточно центрирована на нём. Просто эффект усиливается значительно от Лучей Владык со стороны. Повторюсь, мало кто из людей способен зафиксировать в себе наличие стороннего Высшего Сознания.

Обычно бывает всё наоборот, когда чьё-то эго заявляет, что имеет дело с Высшим, намекая всем, что достигло пустоты ума и познало адвайту. Адвайта доступна только Просветлённым. Не забывайте об этом. Когда человек заявляет, что он мастер адвайты, то, как минимум, он должен быть Просветлён.

— Адвайта даёт очень быстро пережить некие состояния. Когда ты достигаешь этих состояний, ты думаешь, что они являются конечными, но потом эти состояния уходят, т.е. они являются временными, и ты из этого делаешь выводы.

— Ты знаешь, здесь не всё так просто… Такая «адвайта» может увести тебя так далеко… и эта жизнь у тебя будет потеряна. То, что делает Цезарь Теруэль и все подобные ему адвайтисты – морочат голову людям и в первую очередь себе – это очень большой грех. Бабаджи очень недоволен всем этим сатанизмом. Основателем философского учения адвайты-веданты был Шанкарачарья. Многие Риши и сидхи предупреждали Шанкару не переводить живой опыт познания Единого в спекулятивную философию. Шанкарачарья игнорировал предупреждения мудрецов. Его ум был очень активен в запале критики буддизма. Он бы ярый полемист. На этом фоне чистые мистические переживания Шанкары преломлялись призмой ума. То есть всё то, что Шанкара переживал, он пытался описать и осмыслить. (нечто подобное случилось позже с Шри Ауробиндо Гхошем. Ауробиндо тоже создал свою философскую систему, от которой отказался после Просветления). В итоге Шанкарачарья сформировал философскую концепцию, которую отстаивал много лет, путешествуя по Индии. А когда Просветлел, всё понял, но уже было поздно – его неутомимые ученики пропитались идеями адвайты и насоздавали собственных философских школ.

— Но Саи Баба благословил Ратан Лала на лекции по адвайте.

Саи Баба и Ратан Лал

— Как вам сказать… Если вы почитаете работы Ратан Лала, то легко убедитесь, что все они посвящены практике само-исследования с позиции практических наставлений Саи Бабы. В своё время Аватар поручил Ратан Лалу вести сатсанги, посвящённые само-исследованию — живой практике, которая позволяет раскрыть природу Высшего Я. Грань между практикой реального познания и философскими спекуляциями мало кто замечает. Точно также есть практика медитаций и есть всевозможные рассуждения на эту тему. Разницу чувствуете? Ранее Ратан Лал занимался самопознанием и был благословлён свыше. Так вот Саи Баба попросил Ратан Лала раскрыть некоторые положения, которые сам давал в лекциях и своих выступлениях касательно само-исследования. Ратан Лал посвятил этой теме несколько книг и последнее время добросовестно вёл сатсанги. К сожалению, будучи стареньким, Ратан Лал сильно ослабел и полные развёрнутые ответы давать толком не мог; контролировать семинары он также был не в состоянии… на многие вопросы стали отвечать его переводчики… и, в конечном счёте, вокруг этих сатсангов образовалась плеяда мутных философствующих болтунов, которые по-своему понимали учение Свамиджи и интерпретировали его с позиций спекулятивного адвайтизма. Потом некоторые из них, назвав себя «учениками Ратан Лала», ездили по миру с лекциями по адвайте, зарабатывая деньги.

На самом деле Ратан Лал особо ценен был другим, через него проявлялись Великие Учителя, благословляя людей, облагораживая их сознание. Часть людей мгновенно исцелялась в его присутствии. Но связать с ним подобное не могли в силу своей неосведомлённости, с кем и с чем имеют дело. А вот часть других закончила свою жизнь очень плачевно. Нет, это не кармические последствия. Просто, в силу своих амбиций и гордыни, эти люди замахнулись на высшие энергии, не подготовив к этому свою психику и «сгорели». Это всё на ту же тему — к вопросу о спонтанных встречах с Учителями через других людей. В ашраме Саи Бабы такое случалось часто. Будьте бдительны, всегда и во всём держитесь своего Сатгуру.

— Как это было возможно, никто об этом не знал, не догадывался?

— Некоторые знали… Он ученик Великого Аватара Рам Зесса – первого Просветлённого человека на Земле за всю историю человечества. Аватар посетил его в теле одного святого, когда Ратан Лал был совсем молодым и благословил на атму-вичару. Всю жизнь Ратан Лал посвятил самопознанию… искренне трудился, помогая Саи Бабе. Человек достойный большого уважения. Владыка называл его «Сахаджараяна». Это его мистическое имя от воплощения к воплощению.

— Занимаясь Садханой не могу игнорировать политическую жизнь страны. Как правильно выбирать политиков, президентов? На что ориентироваться, на Бога?

— На здравомыслие, которое вам диктует Бог. Да кто его слышит? Выбирать точно так же, как выбираете хирурга, которому решили доверить свою жизнь; точно так же, как проверенных и надёжных людей, с которыми вам идти в разведку. Если в этом человеке не ощущаете чувство плеча и поддержки, если не знаете его, то это не ваш кандидат. Никогда не верьте словам. Предвыборная болтовня мало имеет общего с реальной политикой. Наш реальный Президент – это Владыка, Бог, Сатгуру. Выбирайте его не задумываясь.

— C удовольствием! Но нынешняя система выборов не ориентирована на такой подход.

— Естественно. Старайтесь прочувствовать насколько кандидат духовен, насколько он чувствует своих граждан, насколько един с ними; насколько живёт их проблемами. Не просто проблемами государственной власти и государства в целом, а проблемами граждан. Кроме того, он должен быть профессионалом, очень грамотным управленцем с прогрессивными взглядами. Среди медийных личностей вы такого никогда не найдёте. То есть по картинке с ТВ никогда не выбирайте никого. И вообще относитесь ко всей информации очень критично. Наши официальные масс-медиа не заинтересованы в мудрой политической аналитике, на выводы которой можно было опереться. На деле существует политика пропаганды и контрпропаганды. Исходя из неё события преподносятся в выгодном для власти ключе. В принципе, то же касается и оппозиционных информационных площадок. Доверия нет никому.

При нынешней власти все медийные площадки заточены под лжецов и лицемеров. На помойках здоровую пищу не ищут.

— Наша выборная система навязывает свои очень странные правила игры. Я понимаю, что её специально под власть такой сделали.

— Поэтому её надо кардинально менять. Для этого в обществе нужен запрос на новую систему выборов, на качественно новую политическую элиту. Существующая элита в этом абсолютно не заинтересована. Эта порочная система выборов позволяет власти проводить своих людей. Количество гнилья в ней зашкаливает. Таких «государственников» граждане не интересуют, люди для них — рабочие муравьи и расходный материал; они играют в свои игры, не считаясь ни с финансами, ни с ресурсами страны, ни с жизнями людей. Российское общество совершает непростительную ошибку, уделяя качеству власти мало внимания.